Найти тему
Cinemagraphie

Сергей Эйзенштейн: с чего начать смотреть

Ваша следующая страсть: легендарные советские фильмы пионера кино Сергея Эйзенштейна!

Почему это может показаться трудным?

Фильмографию Эйзенштейна можно назвать относительно небольшой, однако он по праву считается пионером раннего кино, теоретиком, что наследие сложно переоценить.

Мир немого советского фильма может показаться довольно пугающим без лент “отца монтажа” Сергея Эйзенштейна. Его идеи и техники монтажа помогали передать гораздо больше, чем простое повествование, кроме того, они легли в основу приемов будущих средств массовой информации. В одном из своих знаменитых эссе о монтаже режиссер говорил о пяти различных способах составления кадра: метрическом, ритмическом, тональном, обертоном, интеллектуальном.

Период, в который творил мастер, может стать еще одним потенциальным препятствием для знакомства с ранним кинематографом. Не стоит забывать, что работы Эйзенштейна зачастую носили пропагандистский характер и были сделаны в советском государстве.

Начинайте с “Броненосца Потемкина”

Совет может показаться вам очевидным, и все-таки лучше начинайте с этого фильма, не зря его признают “лучшим фильмом всех времен и народов” по результату международного опроса критиков в Брюсселе. Он занимал первые места в топ-10 лучших фильмов по версии “Sight & Sound” до 2012 года.

-2

Изначально запрещенный в Великобритании из-за посыла, “Броненосец Потемкин” - лента революционная во многих смыслах. Сюжет делится на пять частей и рассказывает о мятеже моряков и жестоком ответе царских войск. Эпизод с расстрелом мирных жителей на знаменитой одесской лестнице демонстрирует инновационные методы в монтаже, которые Эйзенштейн использовал для создания глубокого напряжения. Для режиссера, как и для многих его современников, возможности монтажа позволили объединять кадры и создавать таким образом совершенно новые смыслы. Например, один из наиболее ярких примеров - серия кадров со статуей льва, которая пробуждается ото сна, символизируя пробуждение советского угнетенного народа.

-3

В отличие от голливудских фильмов тогда и сейчас, Эйзенштейн не фокусируется на одном главном герое, для него важны чувства большой общности людей, простого народа. Новые идеи и методики режиссера делают “Броненосца Потемкина” чрезвычайно увлекательным историческим текстом, по которому можно изучать западный кинематограф того времени, как это сделал сам Сергей Эйзенштейн.

Тем не менее, фильм хорош не только своими инновационными приемами, но и впечатлением, который он производит на зрителя. И сам режиссер, и политические деятели, которые финансировали фильм, надеялись вызвать сильную эмоциональную реакцию у зрителей, в результате фильм и по сей день смотрится очень эффектно.

Что смотреть дальше?

Если тема восстаний разожгла в вас интерес, то стоит продолжить знакомство с творчеством Эйзенштейна просмотром остальных фильмов из трилогии, посвященной революции 1917 года.

-4

Картина “Стачка” (1924) - экспериментальный портрет забастовок в Ростове-на-Дону - задумывалась как один из восьми фильмов в цикле под названием “К диктатуре”. Как и в “Потемкине” в “Стачке” режиссер применяет монтаж для создания дополнительных смыслов, например, в сцене, где убитые бастующие сравниваются с забитым скотом.

После обязательно посмотрите фильм “Октябрь” (1927). В нем режиссер рассказывает, как революция (с его инженерным образованием) привела его в искусство, а искусство привело к революции.

Первым звуковым фильмом Эйзенштейна стала историческая драма “Александр Невский” (1938). Именно на съемках этой картины началось сотрудничество Эйзенштейна с Сергеем Прокофьевым. Музыка навела режиссера на мысли о том, как взгляд зрителя должен перемещаться в зависимости от звука и композиция отдельных кадров. Из этого родилась целая теория, Эйзенштейн постоянно рисовал схемы, предугадывая, на чем должен быть сосредоточен зритель.

-5

C чего не стоит начинать?

Фильм “Старое и новое” (1929) лучше отложить на потом. Красивая и гипнотическая лента с элементами советских картин об ударниках труда, заказных фильмов о сельскохозяйственной политике, приправленная скрытыми проявлениями гомоэротизма и садомазохизма. А чего стоит одна только сцена со сливкоотделителем!

-6
Источник
Перевод:
Cinemagraphie
и адаптация:
Частичное или полное копирование перевода без указания источника перевода запрещено