Найти в Дзене
Upper Hand

Претензии к погружению в языковую среду и младенцам

Среди прочих «простых» способов освоить иностранный язык, многим свойственно долго и безуспешно упираться в погружение в языковую среду или обучение без опоры на родной язык. Давайте разберёмся, почему они так привлекательны, и почему пользы от них на удивление мало.

Вы когда-нибудь видели фильм «Тринадцатый Воин»? Антонио Бандерас обнаруживает себя в компании викингов и, первоначально не зная их язык совершенно, волшебным образом обретает жизненно-необходимый навык через простое наблюдение за их общением. Многие почему-то уверены, что подобные чудесные рояли в кустах являются их единственной надеждой на изучение языка. Давайте зарядим наше чеховское ружьё и разберёмся с этим заблуждением.

Когда вы изучаете свой первый язык, вы, в сущности, находитесь в положении Антонио Бандераса. Правда сеттинг при этом не фэнтэзийно-приключенческий, но скорее прямиком из фильма ужасов. Ваша способность перемещаться ограничена, вы находитесь в абсолютной власти огромных существ, они не понимают вас, вы не понимаете их, и всё, что вам остаётся — кричать. Этим летом во всех кинотеатрах страны — «Младенец»!

Не удивительно, что детям остаётся только наблюдать за ситуацией и пытаться имитировать звуки, которые издают их родители. Благо, их речевой аппарат развивается параллельно, чтобы дать им эту возможность. Но даже вместе с его помощью пройдут годы, прежде чем человек освоит все необходимые аспекты родного языка на должном уровне. Коты, кстати, занимаются тем же самым. Мяуканье — попытка мимикрии — их собственная интерпретация человеческой речи. Но в отличие от детей, у них нет преимущества развивающегося речевого аппарата.

Десяток-другой лет развития даёт вам значительное преимущество перед младенцами, в том числе при изучении языков. Вы учитесь следовать инструкциям, воспринимать письменную речь, понимать логику и структуру языка, проводить параллель с новыми однокоренными словами, самостоятельно добывать еду и откладывать необходимость воспользоваться туалетом. Среди прочего вы, возможно, в состоянии выжить полностью погружёнными в воду. С последним у младенцев есть некоторые сложности, но до сих пор существуют люди, которые считают принесение жертвы Нептуну — лучшим способом научить их плавать. По их логике достаточно бросить ребёнка в воду, чтобы эволюция взяла своё и к нему вернулась память о том, как быть рыбой. Сопутствующий стресс при этом подтолкнёт младенца воспользоваться всеми доступными инструментами, чтобы спасти свою жизнь и попутно приобрести необходимый для выживания навык.

Возможно, вы не разделяете мой скепсис по этому поводу, но, мне кажется, существуют способы добиться желаемого лучше, качественнее и попутно избежать потенциальной психологической травмы, которая навсегда отпугнёт ребёнка не только от плавания, но и от воды в целом. И как людям свойственно следовать той же причинно-следственной цепочке, оправдывая необходимость погружения в языковую среду, так и мне видится одинаково проблематичным столь агрессивный способ борьбы с культурным барьером, неуверенностью в своих знаниях и элементарной застенчивостью.

Я считаю, что ради мнимого взрывного прогресса на первых стадиях обучения не стоит приносить в жертву качество и надёжность полученных знаний. Первому предпочтение отдаётся исключительно из-за отсутствия элементарного терпения и самодисциплины. Как правило, любые обещания получить много и быстро — уловка, рассчитанная на жадных и наивных. Фактически — на младенцев.

I have the power of speech!
I have the power of speech!

Погружение в языковую среду само по себе при этом не является проблемой. Сложности провоцирует время его применения и заблуждение о том, что без него изучение языка невозможно. Как и в любом деле, достижение цели требует последовательности. Попытка пропустить шаги на пути к цели чревата упущением базовых знаний, принципиальных для беглого и естественного использования языка. Надежды на то, что существуют обходные пути, что некое исключительное обстоятельство позволит пропустить одну или несколько стадий без последствий, что вы — Антони Бандерас в «Тринадцатом Воине», по-младенчески наивны.

Для русскоязычных студентов, разделяющих веру в волшебную силу погружения в языковую среду, в частности свойственно до неузнаваемости коверкать структуру предложения, упускать окончания «-s» во временах Present, игнорировать артикли и не понимать применение времён Perfect. Потому что всё это не соотносится с их знанием о собственном языке, а путь к пониманию требует дополнительных усилий и времени. Гораздо проще нагрузить себя продвинутой (и неестественной для разговорной речи) лексикой, расставить слова в хаотичном порядке и оставить на совести собеседника-иностранца разбор того, что же они на самом деле имели ввиду. Зато при этом они провели время погружёнными в языковую среду. Может быть, даже подхватили пару идиом и перестали использовать несколько слов, которые так и не привыкли произносить верно.

-3

Изучение иностранного или родного языка — не трюк, не волшебство и не мифический секрет, скрытый за семью печатями в тибетском храме на заснеженной горной вершине, который охраняется монахами-оборотнями, доступный лишь избранному, появляющемуся на свет раз в тысячелетие. Язык доступен вам всегда, особенно в современном мире — он больше не привязан к географическим координатам. Чтобы окружить себя языком, не нужно бросаться с головой в пучины неизвестности, можно сначала опустить палец в воду, намочить стопы, поплескаться у берега. А после знакомства с ним важно не переставать им пользоваться. Изучение языка не гонка с финишной чертой — это непрерывный подъём на вершину. Стоит замереть, и попутчики оставят вас позади, но нагнать их возможно. Чем вы выше, тем увереннее ваш шаг, но тем сложнее сдвинуться с места.

Необходимо всего две вещи: интерес и упорство. Интерес, который будет возвращать вас к языковой практике, и упорство, чтобы продраться через сложности, загвоздки, неоднозначности и зачастую однотипность той самой практики. Если вы можете себе это обеспечить, останется лишь положиться на время. Менее трёх месяцев достаточно, чтобы достигнуть уровня A1 с нуля. Полгода с небольшим, и вы уже с уверенностью назовёте себя A2. Не будет нереалистичным достижение B1 через год и пару месяцев регулярной практики. Два года могут довести вас до B2, а там не за горами и уровень C — когда-то казавшийся уделом исключительных.

-4

Просто не требуйте от себя невероятного. Не предъявляйте к себе завышенных требований и не стройте абсурдные ожидания. Продолжайте работать в своём темпе, а осознание достижения придёт уже после того, как вы обернётесь и с трудом разглядите далеко позади веху, когда-то казавшуюся необъяснимо недостижимой.