Найти тему
Вход в будущее

В своих суждениях будьте всегда осторожны. Известный священник о путях мира сего

За последнее время мы стали злоупотреблять словами: смирение, послушание, духовная прелесть. К сожалению, смиренным должен быть кто-то, а не мы, послушным – другой, а не мы, в прелести кто-то, а не мы.

Беседа с трудником
Беседа с трудником

Святые отцы советуют: если видишь в другом грех, обязательно обратись к себе: нет ли в тебе такого же греха?

  • Не торопись со своим судом. Не судите, да не судимы будете – это относится ко всем нам. Что ты судишь другого? Стоит или падает он пред Богом, а мы все дадим ответ за себя. Каким судом судишь, таким будешь осужден. Не судите, да не судимы будете.

Осуждение другого, как говорят опытные люди, бывает или от зависти, или от собственных грехов. Осуждая другого как бы даже бессознательно стараются оправдать себя.

Смиренный прежде всего самым строгим судом судит себя, а к другим бывает снисходительным. Замечая грех в другом, он прежде всего помолится за другого и, когда подойдёт к брату, чтобы помочь ему избавиться от греха, будет очень осторожен, нежно прикасаться к его духовным ранам.

Бывает, что нужна срочная операция, и тут не до нежностей, но к такой операции приступают опытные духовные хирурги, а кто ты? Сможешь ли умело вскрыть гнойный нарыв, чтобы не разлился гной по всему телу?

  • Послушание – меч обоюдоострый: с одной стороны, можешь превратиться в раболепного человека, подавить свою волю – такое послушание не бескорыстно и не избавляет нас от грехов, с другой стороны, послушание может быть методом проведения чужой воли. Послушания требуют и злые силы, они особенно озлоблены, когда их не слушаются. Послушание прежде всего должно быть Богу, правде Божией. Конечно, часто под волей Божией выдают свою волю, под правдой Божией просто человеческую правду. Нужно уметь различать духов – от Бога ли он?
Трудный выбор
Трудный выбор

Послушание всегда кротко, миролюбиво. Где раздражение, гнев, требование, жестокость – это не послушание. Когда в монастыре вручают свою волю другому, опытному человеку, это делается добровольно. Принудительное послушание – это попытка отобрать у человека самый его лучший дар – свободу, без чего всё может превратиться в адские пытки.

  • Слушаться начальствующих, выполнять закон – это просто долг каждого человека, здесь ещё о послушании рано говорить. Послушание начинается с того момента, когда ты добровольно определил исполнять то-то и то-то, или слушаться того-то и того-то, вручил свою волю другому сознательно, осознал, что тот поведёт тебя самым лучшим путём. И тогда как говорят опытные люди, тот, кого ты будешь слушаться, не будет покушаться на твою свободу.

Послушание не печаль, а радость. Послушание с печалью греховно и грозит неожиданным бунтом.

Что такое духовная прелесть – это могут судить только особые, опытные люди, когда же просто говорят: такой-то в прелести, это, прежде всего, может указывать на то, что именно тот и в прелести, кто об этом говорит. Прелесть требует отдельного подхода. Осуждение находящегося в прелести – это не лекарство, а как раз может служить так, что сам и впадаешь в то, в чём осуждаешь другого.

Осуждение другого в прелести, скорее всего, бывает от того, что люди хотят оправдать свою бездеятельность. Замечено, что, как только человек начинает что-то делать не как все, так к нему и приклеивают ярлычок – в прелести. На такого вооружаются, считают, что он выскочка, – это как раз показывает на наше греховное чувство: грешник не терпит рядом праведника, он обязательно должен его унизить. Таких примеров есть множество.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов
Первое движение твоё, чтобы ты не решился делать, помолиться: Господи, благослови, наставь, помоги – и после этого дерзай. С Богом не можешь осрамиться. Если же мир тебя осрамит, Бог тебя оправдает так, что воочию покажешь ложь мира сего.

Священник Дмитрий Дудко «Огонь из под спуда».