Найти в Дзене
Climax

Сладость или гадость? «Девушка, подающая надежды» Эмиральд Феннел

Оглавление

Читать оригинал

Слушайте наш подкаст о кино где удобно

Сегодня в кино вышла картина «Девушка, подающая надежды», который мы ждали целый год: на фестивале Сандэнс фильм показали в январе 2020 года — когда ещё никто не подозревал, что мы полгода проживём без кинотеатров и без крупных премьер. Этот фильм крупной премьерой для нашей страны назвать сложно, потому что такого рода ленты ценить у нас ещё не научились. Но я всё же надеюсь, что те, кто не фанатеет от комиксов, а новое творение Pixar оценил загодя, отправляясь в кино, выберут именно «Девушку», которая действительно оказалась многообещающей. Да, кстати, дословный перевод названия фильма выглядит как «Многообещающая девушка» (Promising Young Woman). О, она точно выполнит обещанное и даже сверх того. Рассказываю.

Милая и сексуальная Кассандра живёт двойной жизнью: днём работает в обычной кофейне, а по ночам тусуется то в барах, то в клубах. Ночь всегда заканчивается одинаково — для неё. А ведь когда-то она училась в колледже, была блестящей студенткой — одной из лучших на потоке, — и строила планы на светлое будущее. Но мы имеем, что имеем. Девочке 30 годиков, она живёт с родителями и, как кажется со стороны, ничем серьёзным не занимается и даже не подумывает об этом. Родители настолько обеспокоены, что даже дарят доченьке чемодан на день рождения. Понимаете, да? Ну, и что же умная и своевольная Кассандра хочет от жизни, работая в кофейне? Вы не поверите. Точнее, поверите, поверить будет совсем не сложно, тут нет ничего необычного. Кроме формы исполнения. Но я ничего не скажу.

-2

Конечно же, на всё есть причина. Когда Кассандра училась в колледже, что-то произошло. Что-то, о чём она уже ни с кем и не говорит, что-то, что гложет её и мешает двигаться дальше и жить полноценной жизнью. Вот она и застряла в роли бариста. Однако четвёртую стену тут никто не ломает: зритель тоже из своего кресла недоумевает, что же сподвигло красавицу и умницу на столь странный образ жизни. Каждое утро — хватки или косичка, милая футболка, кофейня, люди. Каждый вечер — очень разные и откровенные наряды, убийственный макияж, новые места. Кажется, таким образом Кассандра собирается жить вечно. Законсервирована внутри идеологии, которую создала, чтобы ей в этом мире было более или менее сносно существовать… Но в одно прекрасное утро один милый парень заглядывает за кофе и узнает её — он из того же колледжа, учился на параллельном потоке. Улыбается, флиртует, расспрашивает про колледж, смущается, наталкиваясь на стену безразличия. И всё же уговаривает Кэсси как-нибудь встретиться. Пожалуй, в этот момент жизнь девушки, наконец, стала меняться. А у её родителей появился повод для тихой радости.

-3

Может быть, Кэсси даже оставит давние привычки. Ведь рано или поздно она ведь должна устать, не так ли? Кажется, она даже устала всерьёз — и больше не хочет после дневных смен что-то кому-то доказывать в клубах и барах. И как нельзя кстати Райан — тот парень, — такой внимательный и, судя по всему, всерьёз заинтересованный, оказывается рядом с девушкой. И теплится надежда, что у Кассандры будет нормальная жизнь. Но не всё так просто: конечно же, хэппи-энд не может случиться почти в самом начале фильма. Так что усаживаемся поудобнее — и наблюдаем за твистами. Ну, как сказать, твистами. Их тут два: один — предсказуемый, по сути, такой предкульминационный, хотя не самый очевидный; второй — совсем не очевидный, более того, неожиданный. Это одна из лучших особенностей фильма. И, конечно, оба твиста, каждый из которых выглядит как финал — каждый из них мог бы стать завершением фильма, связаны с происшествием в колледже, о котором Кэсси рада бы забыть, но вот никак не может. А может, она и не хочет забывать, и не будет, а всем своим существованием, всеми своими действиями на протяжении всей жизни будет доказывать что-то, напоминать что-то, заставлять помнить других. Это какой-то остервенелый вид максимализма, это социопатия, это мстительность? Возможно, всё вместе. Но это так долго с Кассандрой, что она уже не совсем она. Девушка так срослась со своими старыми застывшими во времени чувствами, что не заметила, как они заняли в ней всё место, отведённое для любых других эмоций и переживаний. Она, кажется, и не меняется с тех пор, и не замечает, что меняется мир вокруг и люди. Кассандра осталась в прошлом — и это замечает не только Райан, который просто из любопытства интересуется, почему же девушка не вернулась в колледж. Это замечают и её родители. И владелица кофейни, в которой почти каждый день работает Кэсси. Но если посмотреть со стороны — ничего. Вообще ничего не видно. Девушка как девушка, и хорошо, что мы не знаем, что творится в её голове. Так или иначе, месть в её жизни занимает много места. Как и на экране.

-4

Тема мести — не новая отнюдь, — в этом фильме раскрывается с новой стороны. Как минимум потому что тут речь не о принципе «око за око» и не о постулатах мафиозного клана. Что приходит в голову при слове «месть» вам? Мне — ничего не приходит. «Сочувствие Госпоже Месть» и «Олдбой». Ну, «Мстители». Нет, не то. Здесь совсем не то. Месть — это такая жесточайшая отрава, которая чем дольше готовится и чем холоднее становится, тем больше убивает своего обладателя. Месть — как мышьяк, потихонечку, незаметно, так, что никто ничего не докажет, она вытравляет всё, что было на её месте до. Униженность, беспомощность, злость, гнев — плодородная почва для мести. Я даже не размышляла на тему этого странного слишком человеческого явления до просмотра. Месть — это всегда путь разрушения, вне зависимости от того, заслуживает ли её тот, кому мстят, и прав ли тот, кто мстит. Путь разрушения сразу нескольких жизней: как минимум, двух. Хотя снаружи это вполне может выглядеть, как сладкая и вкусная конфета с до-олгим послевкусием. Да, предшествует мести зачастую некая некрасивая или даже жестокая история — мы все это видели как минимум в кино. И тот ужасный человек, который плохо поступает с другими людьми, получается, ступает на такую территорию, на которой дальше практически отсутствую варианты жить нормально. Он а) рушит свою жизнь; б) рушить жизнь тех, с кем плохо поступил; в) рушит жизнь семьи того, с кем плохо поступил; г) рушить жизнь друзей и близких того, с кем плохо поступил. Представляете, какая спираль разрушения запускается? Здесь это не лежит на поверхности, но волей-неволей задумываешься, к чему приводят необдуманные поступки. И к чему приводит обдуманная месть. Мы видим это — в максимально красивой обложке. То есть, ожидается что-то такое очень красивое и занимательное, но получаешь нечто гораздо большее, даже если на вкус это совсем не мармелад тутти-фрутти, с цветом которого у меня ассоциируется весь визуал фильма.

-5

Фильм сняла Эмиральд Феннел, для которой это режиссёрский и сценарный дебют в полнометражном кино. Вы могли её видеть в фильме «Девушка из Дании» и в сериале «Корона». Также Феннел выступила главным сценаристом второго сезона сериала «Убивая Еву», а ещё написала три книги, которые уже похвалили Роальд Даль и Брет Истон Эллис. И похоже, это только начало. И не зря ведь фильм был показан в рамках основной программы кинофестиваля Сандэнс в прошлом году. Сандэнс это вообще всегда фестиваль про открытие чего-то нового и крутого. Почти всю программу можно заранее добавлять в вотчлист. А вообще у Феннел получилось что-то очень занимательное. Это не фильм-любование Кэри Маллиган, хотя тут есть на что полюбоваться. И не фильм о том, как красивая девушка идет к какой-то только ей известной цели. И не о том, что девушка… да что бы то ни было. Это вообще без каких-либо специфических прогендерных посылов картина, без феминистических, без сексистских или какие там ещё положено обязательно запихивать в фильмы, чтобы их замечали. Ладно, ладно, повестка там всем знакомая, но, знаете, ей так мало места и времени уделено — в отличие от развития или, напротив, статичности персонажа Маллиган. Это просто очень красивый и интересный фильм — со смыслом, конечно же. С определённым посылом. В действительности, трейлер выглядит как конфета, Кэри Маллиган выглядит, как конфетка, и это должно, просто обязано заманить зрителя. А на выходе из кинозала получится что-то совсем другое, потому что по обложке судить нельзя. Ни героиню фильма, ни сам фильм. Но да, он настолько же ярок, насколько таковым хочет казаться на каждой новой афише.

-6

Что вызовет кинематографический оргазм:

  • два твиста: ожидаемый и неожиданный
  • игра Кэри Маллиган
  • кавер на песню Toxic
  • взгляд на сладкую месть с точки зрения последствий

Что вызовет кинематографическую импотенцию:

  • даже не хочу задумываться, что могло бы вызвать и у кого

Другие материалы редакции:

Душа

Кобра Кай

Фрагменты женщины