Найти тему
Народ Востока

Как Александр Македонский относился к евреям?

Помните старую квновскую шутку, что древние люди не знали существовании евреев, а потому все происходившие с ними беды относили на счет действия темных сил природы? Вот и античные греки, равно как и их северные собратья македонцы, ничего не слышали о евреях, не выделяли их из общей массы жителей Азии и смотрели на них, как на остальных подданных Персидской империи. Т.е., считали обычными варварами.

Такая ситуация была до вторжения Александра III на восток (в будущем его назовут Великим). Но уже в процессе завоевания македонскому царю пришлось ускоренным темпом осваивать все нюансы и тонкости азиатской политики. Ведь его целью изначально являлось основание собственной империи на развалинах персидской державы Ахеменидов.

Поэтому народы, ее населявшие, интересовали его строго в определенном ключе: какой военный потенциал они имеют, какой у них уровень экономики, насколько они склонны к бунту, живут ли они в стратегическом месте и какие налоги способны платить. Именно на основании этих факторов, а не пожеланию левой пятки, полководец решал, как относиться к конкретному роду-племени.

К примеру, армяне были важнейшим кирпичиком ахеменидской империи, воевать умели весьма неплохо, страстно желали независимости и жили в стороне от маршрута вторжения. Ни помешать, ни помочь великому македонцу они не желали. Поэтому их попросту оставили в покое и прошли мимо.

-2

А вот обитавший на пути в Египет еврейский народ, с давних времен являвшийся ярым сторонником персов, царь Александр не стал оставлять без своего внимания. Едва ли он воспринимал детей Сиона отдельно от других жителей региона. Скорее всего, он считал их обычными финикийцами или кем-то вроде. А Финикию, основу морского могущества Персии, следовало подчинить железной рукой.

Финикийский Тир и филистимлянскую Газу после долгих осад взяли штурмом, а население продали в рабство. Видимо, нечто подобное ждало и Иудею. Но первосвященник Иаддуй встретил завоевателя в окрестностях Иерусалима и, судя по всему, отговорил его опустошать страну. Александр был недоволен, что перед осадой Тира евреи не прислали ему подкрепления и не заплатили дань, на что ему ответили, что не могли предать царя Дария и нарушить клятву верности.

-3

Тем не менее, царь македонян и предводитель евреев сошлись миром, народу была гарантирована свобода вероисповедания, определены некоторые налоговые льготы, после чего поход продолжился. Нашлись желающие, которые присоединились к греческой армии. Иосиф Флавий даже передает легенду, что Александр при виде Иаддуя в священных одеждах, слез с коня и поклонился ему. Своему лучшему генералу Пармениону он заявил, что кланяется не ему, а Господу. Правда, такая история слишком выгодна для евреев, чтобы быть правдой. Едва ли бы суровый завоеватель отнесся бы так уважительно к второстепенному народу.

Царь несколько раз упомянут в различных книгах Ветхого завета. Более ранняя из них, книга Даниила, написана еще до рождения знаменитого македонца. Тем не менее, ее содержание всегда трактовалось однозначно, и Александр воспринимался как исполнитель божественной воли. Предполагалось, что его действия приведут к спасению еврейского народа.

-4

Более поздние книги, написанные в период развитого эллинизма, выставляют его в не очень позитивном свете. Царь изображается как суровый, хоть и не совсем враждебный завоеватель. Впрочем, евреям того времени было с чем сравнивать. Греческие правители державы Селевкидов с целью пополнить казну периодически грабили Иерусалимский храм и даже пытались запретить иудейскую веру.