Твердый бензин – продукт отечественной инженерии. В начале XX века заголовки газет пестрили о чудесном изобретении, которое перевернет мир с ног на голову – твердом бензине. Через полвека новинка канула в Лету, а ее потенциал так и остался нереализованным.
Советские инженеры открыли метод, который позволял получить путем варки бензина и стеариновой кислоты вязкую концентрированную массу, быстро затвердевавшую. Ей придавали форму брикетов, шариков или зернистой массы для легкости перевозки. А благодаря добавленным при варке веществам выяснилось, что твердое топливо тушить гораздо легче, чем жидкий аналог. Новинка быстра обрела популярность.
В 30-е годы пионеры отечественной космонавтики использовали ее для запуска первых ракет, но остались недовольны. Брикеты то пригорали к стенке бака, то вылетали из ракеты, так и не сгорев. В итоге от твердого топлива отказались.
Но уже через пять лет в СССР наладили производство нового вида горючего для обеспечения нужд Красной армии. Твердый бензин нашел применение в авиации. Его ценили за легкость в перевозке и стойкость к возгоранию при попадании зажигательных пуль.
В 40-х годах в Грозном открыли завод по производству твердого топлива в танковых и авиационных войсках. При наступлении немцев завод эвакуировали, а после выяснилось, что необходимые бюрократические работы по внедрению бензиновых брикетов так и не были проведены.
К тому же на испытаниях в 1941 году выяснили, что конструкция танка Т-26 не позволяла эффективно использовать бензиновые брикеты. Советские конструкторы предполагали, что в новых моделях бронетехники все же целесообразно использовать твердый бензин или даже газ. Но на практике их разработки так и остались в чертежах.
Предлагалось наладить производство регенерационных станций, с помощью которых можно прямо на фронте переводить брикеты в жидкое состояние. Испытания станций прошли успешно, но до серийного выпуска дело не дошло. Документ, регламентировавший производство установок, затерялся в архиве и про твердый бензин забыли.
Вспомнили о нем только в 60-х годах, когда в прессе разгорелась сенсация – открыт новый вид бензина – в брикетах. Но когда шумиха с «открытием» поутихла, выяснилось, что смысла переводить автопром на твердое топливо нет, на жидком привычнее.