Где-то в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов прошлого века мне, тогда курсанту военного училища в Риге посчастливилось встретиться с человеком удивительной судьбы. Так получилось, что родственники моего друга, тоже курсанта, проживали в Риге. И вот в один из праздничных дней майских дней в канун праздника дня Победы мы были приглашены в гости в скромный дом в Задвинье, где проживала гостеприимная украинская семья, волею судеб (глава семейства был офицером –моряком) обосновавшаяся в Латвии.
И вот, когда мы пришли в квартиру в двухэтажном доме, военного гарнизон, дверь нам открыла хозяйка, приветливо пригласила в гостиную и предложила чаю с домашней выпечкой. Все в этой квартире напоминало о том, что хозяева ее тесно связаны с Военно-морским флотом. Фотографии на стенах, модели кораблей в застекленном шкафу, висящие на стене корабельный барометр и небольшой судовой колокол –рында.
Пока хозяйка накрывала на стол, я с интересом рассматривали на стенах фотографии. Мое внимание привлекли две фотографии – одна групповая, на которой были запечатлены три моряка в старой, еще довоенной, без погон, форме и вторая – тот же моряк, но уже с погонами капитана 3 ранга и с боевыми наградам на груди.
Мы спросили у хозяйки, кто этот заслуженный моряк. Она сказала –это мой папа, он капитан 1 – ранга в отставке, ветеран Великой Отечественной войны. Сейчас он ушел по делам, но обещал скоро вернуться.
За чаепитием разговор снова зашел о нем. Хозяйка рассказала нам, что ее отец кадровый офицер, прослужил на флоте более тридцати лет. Пошел всю войну. И что самое удивительное его боевой путь пролегал от Бреста и до Берлина!
Такая военная судьба для военного моряка был очень необычной, но хозяйка еще раз подчеркнула – да-да, от Бреста, защищая Киев и Сталинград и до Берлина и в доказательство показала на парадный китель, на котором сверкали боевые ордена и медали.
Время нашего увольнения подходило к концу, а ветеран все не возвращался. мы уже собирались выходить, как послышался шум открываемой двери, и в комнату вошел седовласый, лет семидесяти человек, высокого роста, и несмотря на штатский костюм с неистребимой военной выправкой.
Он посмотрел на нас, улыбнулся и поприветствовал своим глуховатым голосом с едва заметным украинским говором:
"Здравствуйте будущие командиры! Как успехи в боевой и политической подготовке?"
В этот момент пробили старинные часы, висящие в прихожей. Времени до конца увольнения оставалось катастрофические мало.
Мы стали прощаться.
Что, и чаю не попьете? - огорчился седой моряк-ветеран. - Ну понимаю, понимаю. Дисциплина превыше всего. Бегите в училище, и приходите в следующий раз пораньше, поговорим, побеседуем.
На этом мы распрощались, каждому из нас моряк пожал руку и чувствовалась в этом рукопожатии, несмотря на преклонные годы, сила и уверенность много пережившего человека.
К сожалению, эта встреча оказалась первой и последней. Жизнь курсантов была расписана по минутам, и выкроить время, чтобы еще раз посетить этот гостеприимный дом так и не удалось.
Прошли годы, закончилась моя военная служба, но интерес к военной истории остался. В поисках интересных фактов из истории Военно-морского флота в 2011 году я оказался в городе Пинске, в месте формирования Пинской военной флотилии, той самой, которая приняла участие в боях на начальном этапе Великой Отечественной войны. В результате этой поездки в газете "Красная Звезда" появилась статья. "Флотилия на Пине", которая была опубликована в номере газеты от 26 октября 2011 года.
Интерес к теме Пинской флотилии не угас и через интернет я нашел книгу о Пинской флотилии, написанную Валерием Спичаковым, большим энтузиастом и исследователем истории речных флотилий, проживающему ныне во Львове, на Украине.
Книга содержала уникальные документы и воспоминания о боевой деятельности Пинской военной флотилии, но что самое удивительное, на одной из страниц я обнаружил фотографию, которая показалась мне знакомой. Три моряка в довоенной, без погон, форме. Точно такую же фотографию я видел боле тридцати лет назад в гостеприимной квартире в Риге.
За прошедшие годы все изменилось. Не стало Советского Союза, и независимая Латвия уже независимое государство с другими взглядами на историю Великой отечественной войны. Где теперь живут потомки ветерана, изображенного на старинной фотографии и как сложилась его дальнейшая судьба?
Вот, что удалось узнать о нем из материалов книги В. Спичакова "Пинская флотилия" и архивных данных на сайте "Память Народа" Министерства обороны РФ.
Сначала краткая биографическая справка:
Родился в 1907 году на Украине под Киевом в селе Сухина Корсуньского района в крестьянской семье.
Учился в сельской школе, в 1929 году был призван на срочную службу на Черноморский флот. До 1933 года служил краснофлотцем , а затем младшим командиром. В 1931 году вступил в ВКП(б).
В 1933 году принял решение остаться на сверхсрочную службу, продолжил служить в Днепровской военной флотилии командиром отделения артиллеристов, а затем старшиной группы.
С февраля 1935 года командир БЧ-2 (артиллерийской) канонерской лодки "Верный".
В 1936 году в связи с введением персональных воинских званий в СССР ему присвоено воинское звание "лейтенант", а в 1938 году –"старший лейтенант"
В 1937 году становится командиром канонерской лодки "Верный", а затем в 1938 году командиром нового монитора "Мартынов".
В том же году за успехи в боевой и политической подготовке и грамотное командование боевым кораблем Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом "Красной Звезды"
Необходимо отметить, что в 1938 году такие награды давались единицам и свидетельствовали о серьезных заслугах награжденного.
Дальнейшее продвижение по службе – с 1939 года командир 1-го дивизиона мониторов Днепровской военной флотилии.
Участвует в походе Красной Армии на территорию Польши в 1939 году, вместе с передовыми кораблями флотилии прибывает в г. Пинск на базу бывшей польской военной флотилии.
После 17 сентября 1939 г. государственная граница СССР существенно продвинулась на западе. В связи с тем, что Киев оказался в глубоком тылу, стратегическая роль существовавшей тогда Днепровской флотилии значительно уменьшилась, и по предвоенным оперативным планам никаких боевых действий в районе Днепра вести не предполагалось. Поскольку на случай военных действий Киев рассматривался как город далёкого тыла, речные корабли и командование Днепровской флотилии необходимо было перебазировать поближе к новой западной границе, то есть в Пинск. В конце концов предложение наркома ВМФ о переводе командования Днепровской флотилии в Пинск, где уже с осени 1939 г. базировались некоторые корабли флотилии, было принято. Штаб флотилии оставался в Киеве до лета 1940 г.
Пинск был избран главной базой вновь созданной флотилии. Ведь именно в этом городе можно было использовать речной порт, судоремонтные мастерские и фортификационные сооружения своей предшественницы - бывшей польской Пинской флотилии. Более того, в спешном порядке был реконструирован Днепровско-Бугский канал, который связывал бассейн рек Днепра и Вислы, соединяя Припять через Пину (около Пинска) с Бугом (около Бреста), что имело немаловажное значение для советской Пинской флотилии.
С образованием в 1940 году Пинской военной флотилии и окончанием курсов по подготовке офицер штаба К.В.Максименко получает назначение в штаб флотилии на должность начальника отдела.
В апреле 1940 г. ему было присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенант.