В 1860 году купец Михаил Сидоров организовал экспедицию к реке Щугора, протекающей по землям Северного Урала. Поход увенчался успехом, следопыты нашли золотоносные жилы, а вскоре неподалеку у реки Ухта прямо из недр забил нефтяной фонтан.
Спустя восемь лет там уже возвышались нефтяные вышки, ставшие первыми северными скважинами в истории России. С кончиной купца в конце XIX столетия добыча прекратилась. На протяжении 40 лет месторождение было заброшено, пока на Северный Урал не пришли советские нефтяники.
В 1934 году там был открыт северный нефтеперерабатывающий завод, ставший впоследствии большим предприятием. А небольшой промысловый поселок Ухта разросся в город – центр нефтедобычи в ухтинском регионе.
Пока в Ухте кипела жизнь соседний регион – Печорский – долгое время оставался неисследованным. Только в 90-х годах прошлого века здесь началась добыча, а поселок Варандей стал перевалочным пунктом промысловиков.
Печорский оказался чрезвычайно богат на арктическую нефть, но ее добыча осложнялась мелководностью Баренцева моря, покрытого слоем двухметрового льда более 250 дней в году.
В 2007 году на удалении 20 км от берега нефтяники возвели стационарный отгрузочный причал, который позволял судам прямо в открытом море загружаться «черным золотом» и следовать в Мурманск.
Терминал занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый северный нефтяной терминал в мире. Но это не все его достоинства. В отличие от схожих конструкций, расположенных в относительно спокойных водах около острова Сахалин, терминал у Варандея принимает танкеры при порывах ветра до 25 м/сек и высоте волн до 3 метров.
Технически это сложная инженерная конструкция весом более 10 тыс. тонн, выполненная в форме восьмиугольника для повышенной стойкости к ледовой нагрузке. Терминал состоит из двух блоков. Сверху жилой модуль с вертолетной площадкой и стрелой швартово-грузового устройства (ШГУ). Снизу – опорное основание, которое крепится к морскому дну посредством 24 свай..
Терминал состоит из двух блоков – сверху жилой модуль с вертолетной площадкой и стрелой швартово-грузового устройства (ШГУ), снизу – опорное основание, которое крепится к морскому дну посредством 24 свай.
ШГУ смонтировано на огромном подшипнике (7000 мм в поперечнике). Приводится в движение четырьмя гидравлическими насосами. Процесс перекачки нефти в танкеры происходит с тремя степенями защиты, что позволяет избежать повреждения шланга и утечки «черного золота» в арктические воды.