Юбилейный год в Нижнем Новгороде начался с интерактивной инсталляции «КОД Нижнего». Это увлекательный рассказ (всего на 20 минут) о восьми веках истории города.
Экспозиция состоит из десяти тематических зон — каждая рассказывает об определенном периоде в истории и о людях, которые прославили Нижний: «Начало всего», «Смелость и воля», «Страж Руси. Город-богатырь», «Феникс. Рождённые в огне», «За каменной стеной», «Народное ополчение», «Фонарь Кулибина», «Нижегородская ярмарка», «Счастливая восьмёрка» и «Город говорит».
С помощью современных технологий авторы сделали выставку интерактивной — её можно не только посмотреть, но и послушать, потрогать и даже понюхать. Таких уроков истории у посетителей точно ещё не было!
Выставка стала первым юбилейным мероприятием в 2021 году, посвященным грядущему 800-летию Нижнего Новгорода.
«В повседневной жизни мы забываем о том месте, где мы живём. О важном историческом контексте. И наша инсталляция — своего рода лёгкое погружение в этот контекст. Формат позволяет довольно быстро и интересно пройти по восьми векам истории Нижегородской земли. Выставка будет одинаково интересна детям и взрослым», — отметил заместитель председателя Правительства Нижегородской области, региональный министр культуры Олег Беркович.
Интерактивная инсталляция «КОД Нижнего» создавалась командой нижегородцев. Автор концепции и сценария – Артём Мещеряков, сценарий и режиссура разработаны Львом Харламовым, консультант по истории – Юрий Филиппов. Мультимедиа декорации создавали художники нижегородской студии dreamlaser, а также декораторы «Д-констракшн» (г. Москва) и студия «м20» (г. Нижний Новгород). Во время путешествия по выставке гости услышат голоса нижегородских актёров: заслуженного артиста России Анатолия Фирстова, Павла Ушакова, Олега Шапкова, Льва Харламова, Анны Помысухиной, Александра Калугина, Константина Кибардина, Юрия Прохорова, Александра Котова, Эвелины Ратбиль и Влада Сергеева.
Продюсерами выставки выступает АНО «Центр 800».
Журналисты The Village Нижний Новгород пообщались с посетителями инсталляции «Код Нижнего», а также с создателями экспозиции. Авторы рассказали, как раскрыть всю историю Нижнего в интерактивной форме и так, чтобы интересно было посетителям сразу всех возрастов.
Артём Мещеряков, автор концепции и сценария инсталляции «Код Нижнего»:
Цель выставки — погрузить гостей в культурный и исторический контекст Нижнего. Для этого мы придумали такую околотеатральную форму, которая справляется с задачей нетривиально, в интерактивной форме. Она основывается на эмоциональных сопереживаниях, создает драматический момент, чтобы гость мог погрузиться в контекст Нижнего Новгорода на уровне чувств. Выставка погружает в тот самый уникальный код Нижнего.
Экспозиция подходит как для шестилетнего ребенка, так и для взрослого человека, который уже когда-то увлекался историей. Для каждого здесь есть место открытию. Любой может найти что-то новое, что-то интересное, соприкоснуться с историей.
Все, кто участвовали в создании выставки, — нижегородцы. Это культурный ответ тому запросу, что якобы «в Нижнем Новгороде нет творческого потенциала, нужно работать с Москвой!». Нет, смотрите: эта выставка полностью сделана руками нижегородцев и рассказывает историю Нижнего. Это возможность прочувствовать на эмоциональном уровне многогранную историю города. Не на фактологическом, а на эмоциональном. Если зритель заинтересуется, это замотивирует его глубже изучить исторические детали.
Для нас важно, чтобы эта выставка стала поводом для глубокого изучения истории Нижнего. Наш город очень странный — у него нет четкого позиционирования. Есть, например, Тула. Мы знаем, что там тульские пряники. Питер — это крыши, история, империя. А у Нижнего нет такой одной четкой линии. То мы инженерный кластер судостроения, то мы промышленный центр, то мы столица стрит-арта, то столица закатов. В самом позиционировании города есть все от России. Особенность инсталляции в том, что мы погружаем людей не только в Нижний, но и во всю Россию.
Эта инсталляция — наши художественные высказывания. Мы говорим об истории с позиции XXI века. Если сравнивать с кино, то мы сделали не документальный фильм, а художественный, но на основе фактов.
Мы понимали, что человеческая память фрагментарна. Если ты даёшь много информации только одним способом, будет скучно. Нам хотелось рассказать эту историю с помощью разных инструментов. Главный принцип — интерактивность. Чтобы человек мог взаимодействовать с экспозицией и стать частью этой истории. Как-то раз я был в музее в Эдинбурге. Там был экспонат — части метеорита. И табличка: «Пожалуйста, трогайте экспонаты!». Для меня это было так революционно. В наших музеях обычно просят не трогать экспонаты — на них можно максимум посмотреть. А я до сих пор вспоминаю, как прикоснулся к материалу из метеорита, которого больше нигде нет. У нас тот же принцип — разные способы взаимодействия.
Мы долго обсуждали с директором Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, историческим консультантом проекта Юрием Владимировичем Филипповым, какие исторические этапы выбрать для экспозиции. Он подсказывал, что было самое важное в каждом веке, а мы уже думали, какую информацию взять за основу. И самое главное, как это подать. Эта инсталляция — наши художественные высказывания. Мы говорим об истории с позиции XXI века. Если сравнивать с кино, то мы сделали не документальный фильм, а художественный, но на основе фактов.
Код Нижнего — это очень своеобразная вещь. Он не заканчивается нашей инсталляцией, он постоянно формируется людьми. Мы показали сначала прошлое, а потом будущее, как город преобразится дальше — все это код. Код, который есть сейчас, формируют люди, которые живут в Нижнем, прославляют, строят его. Код постоянно формируется заново. У каждого свой ответ, что такое код Нижнего. Это то, как ты воспринимаешь место, где живешь, и то, как ты его чувствуешь. Это люди и их причины здесь жить и развивать этот город. И у каждого они свои.
Лев Харламов, сценарист и режиссёр инсталляции «Код Нижнего»:
Моей задачей было сделать спектакль без участия живых актёров. Я много работал с музейными, выставочными пространствами, поэтому мне интересно приводить театр в нетеатральное пространство. Идея сделать что-то, что работает без актёров и в принципе без людей, — интересная форма. Этот пролёт над восьмивековой историей за 20 минут тоже очень непростая задача. Мы поняли, что из каждого века нужно выделить какое-то знаковое событие. И это знаковое событие в инсталляции превращено в образ. Каждая зона, соответствующая очередному веку истории, отличается от другой в плане подхода к ней: визуально, по способу диалога со зрителем. С течением веков город менялся. Меняется и способ подачи образа этого века. Эта экспозиция — возможность взглянуть на всю историю целиком, нарисованную крупными мазками краски.
Стоит отметить язык, которым мы говорим со зрителем. Разговор одновременно идёт и из того века, о котором рассказывается, и из сегодняшнего дня. Мне хочется, чтобы пройдя экспозицию, у зрителя возникло общее образное представление об истории Нижнего с XIII по XXI век.
Музыку для этого проекта писали нижегородские композиторы. Мы сначала придумывали зоны, а уже затем обращались к определенным музыкантам и давали им задание написать определенную композицию к определенному образу и определенному знаку. Одно из произведений написал Павел Сергеев, Анна Лутошкина придумала главный хит инсталляции, Ольга Веденкина писала фольклорную часть — она специализируется на современном фолке. Ей пришлось выдержать сложную стилизацию, при этом написать ярко. Две композиции придумал Евгений Афраймович — он одновременно романтичен и одновременно знает двадцатый век. Общий саунд инсталляции создавала его студия «Музыка НН». Для озвучки мы записали двенадцать голосов — десять профессиональных актёров и два ребенка, которых отобрали путём большого кастинга. Кроме музыки и голосов мы использовали множество шумов, тонкие переходы, а также делали расчет времени: сколько нужно, чтобы повернуться от одной экспозиции к другой, сколько потребуется, чтобы сделать шаги, сколько времени нужно, чтобы нажать на кнопку или потянуть за канат. Студия dreamlaser работала над медиавизуальным контентом, нижегородское агентство Unblvbl помогло с каллиграфией.
Что нас притягивает в Нижнем, почему мы хотим тут жить, почему мы хотим тут работать, приносить пользу? Поиск ответа на эти вопросы — поиск кода.
Мы пытались создать образ каждого века. Конечно, допускали художественные вольности, но в основе всегда были факты. В каждом веке пытались найти то, что характеризует век в целом. Это и есть способ рисования истории Нижнего крупными мазками. У каждого века свой штрих и цвет — именно его мы и изобразили. Выставку можно считать учебником истории, но рассказанным языком жителя 2021 года.
Код Нижнего — это способ понять то место, где мы живем. Почему человек выбирает Москву городом для жизни? Ответ очевиден — там много возможностей, высокие зарплаты и много всего другого. Почему человек выбирает Санкт-Петербург городом для жизни? Там много истории, там красиво. Почему человек выбирает Нижний Новгород — вопрос, на который нет однозначного ответа у всех. Что нас притягивает в Нижнем, почему мы хотим тут жить, почему мы хотим тут работать, приносить пользу? Поиск ответа на эти вопросы — поиск кода. Движение в сторону общего понимания Нижнего Новгорода может быть созданием сложного образа Нижнего.
Всего за неделю новогодних праздников инсталляцию посетило более 3800 человек.
Татьяна Маркина, региональный представитель ВКонтакте в Нижнем Новгороде
Наконец-то сегодня с третьей попытки мне удалось попасть на инсталляцию «Код Нижнего». В предыдущие два раза записаться не удавалось – все места были заняты.
В инсталляции понравилось разнообразие методов демонстрации эпох — каждому веку присвоен свой способ показа. Думаю, неслучайно где-то зрителя встречает голограмма, а где-то даже нужно самим постараться и «дёрнуть за веревочку». Особенно интересен момент с проходом по «пепелищу». Действительно создается ощущение, что находишься в эпицентре трагических событий. Вплоть до запаха гари. Впечатляет.
Радует упоминание гения Ивана Петровича Кулибина. К сожалению, мало кто из иногородних (да и даже среди нижегородцев) знает, что великий изобретатель – уроженец Нижегородской губернии.
Думаю, что инсталляция понравится не только нижегородцам, но и гостям города, которые мало знают об истории Нижнего. Код нашего города состоит из гораздо большего количества деталей, чем организаторы смогли показать, но обозначить канву и задать направление им удалось. Я не скажу, что инсталляция очень информативна, однако отсутствие загрузки зрителей именами, датами и событиями придает легкость восприятия. «Код Нижнего», скорее, рассчитан на эмоции и зарождение интереса к самостоятельному изучению 800-летней истории города.
Инна Маргина, специалист по закупкам, 25 лет:
Больше всего мне понравилась то, что мы во всем участвовали — все можно было потрогать.
Желаю создателям продолжать в том же духе, творить, делать больше интересного. Мне кажется, в нашем городе не хватает подобных проектов. Было бы здорово, если бы такие выставки проходили чаще — не только к 800-летию города.
Анна Колодина, редактор, 25 лет:
Здорово, что выставка так круто выглядит визуально. Особенно радует, что она интерактивна — люди сами могут прикоснуться к инсталляции и поучаствовать в ней. Мне понравились истории — каждая из них связана со своим веком Нижнего.
Я приехала из Москвы. Для меня как для туриста это отличный фундамент для изучения истории. Это то, что создает интерес. За полчаса не получится выучить историю целиком, но мотивация к ее изучению может появиться.
За помощь в подготовке материала благодарим редакцию The Village Нижний Новгород.