Приятного вам прочтения полезной статьи под шум морской волны.
Давление и стресс
Определённое давление в процессе работы неизбежно, необходимо и даже признаётся большинством менеджеров, что является обязательным для достижения хороших результатов за ограниченное время. Некоторые преуспевают в работе и личной жизни, когда адреналин повышается.
Проблемы начинают возникать, когда давление становится слишком большим или продолжается долго. Возникает стресс: ситуация перестаёт быть приятной и становится угрожающей. Она уменьшает эффективность руководителя и делает его и других несчастливыми.
Терпимое давление превращается в невыносимый стресс различными способами для разных людей. Не существует чётких границ между давлением, с одной стороны, и стрессом – с другой; одно постепенно переходит в другое. Менеджерам необходимо наилучшим образом использовать давление, но избегать стресса.
В этой статье рассмотрены способы распознавания стресса, обсуждение некоторых его причин и способов частичного снятия стресса.
Распознавание стресса
Простой способ установить различие между давлением и стрессом – посмотреть на давление как на силу, действующую на вас извне, которая побуждает и подключает вас к действию.
Стресс, наоборот, представляет собой внутреннее реагирование: ваши мозг и тело посылают вам сигналы о том, что вы не можете справиться с ситуацией. Это эмоциональное состояние, подрывающее силы и негативное реагирование, которое может привести к бездействию или ошибочному поведению. Область перехода между ними – там, где давление сливается со стрессом, – часто трудно определить.
Люди в состоянии стресса ведут себя по-разному: появляется раздражительность и вспыльчивость, состояние паники, излишне длительное пребывание на работе, пренебрежение безопасностью, негативность делегировать полномочия.
С пострадавшим становится трудно разговаривать, он мрачен, смущён, неспособен расслабиться или страдает бессонницей.
Все эти сигналы могут быть признаками и других проблем, но их наличие должно заставить вас предположить наличие стресса и задуматься о том, как вам необходимо действовать до того, как вам или другому человеку, испытывающему стресс, и организации будет нанесён вред. Менеджеры не единственные, кто от этого пострадает: стресс часто серьёзно отражается на их коллегах и семьях.
Причины стресса
Ханди (Handy) выделил пять общих причин возникновения стресса в организациях:
Ответственность за работу других. Задача менеджера состоит в постоянном урегулировании частично совпадающих или конфликтующих целей: групповых и организационных, индивидуальных и групповых, своих и других менеджеров.
Инновационные функции. Ответственность за инновационную деятельность может привести к стрессу, особенно в организациях, где существует сопротивление изменению, задаваемое культурой.
Интегрирующие или пограничные функции. Роль координатора может вызвать стресс, особенно если полномочия не определены или ресурсы неадекватны.
Проблемы взаимоотношений. У людей, которые имеют трудности со своим менеджером, своим персоналом или коллегами, могут проявляться симптомы стресса.
Неопределённость карьеры. Стремительные изменения в технологии, на рынках и в организационных структурах вызывает у человека стресс.
Handy также предполагает, что стресс может быть связан с определёнными управленческими ролями.
Выделено три ролевых источника конфликта, низкого морального уровня и трудности в общении:
Несовместимость выполнение ролей. Это происходит тогда, когда ролевые ожидания менеджера значительно отличаются от ожиданий его персонала и коллег. Необходимость делать вещи, которые не воспринимаются как уместные или “правильные”, вызывает стресс.
Конфликт ролей. Он может появиться, когда кто-то должен выполнять несколько различных ролей. Хотя менеджер может чувствовать себя комфортно, выполняя каждую роль отдельно, совмещение нескольких ролей одновременно может привести к конфликту. Это может быть конфликт между ролями, связанными с домом и семьёй, и ролями, связанными с работой.
Ролевая перегрузка или неполная нагрузка. Ролевая перегрузка возникает, когда от кого-либо ожидают выполнение слишком многих ролей, и она вызывает стресс как от их разнообразия, так и от количества. Неполная нагрузка может привести к стрессу, если человек чувствует свою неполную востребованность.
Как только вы выясните причины давления, вы будете в состоянии взяться за решение проблемы, если, конечно, таковая имеется. Обычно менеджеры ищут работу или ответственность, даже если знают, что это приведёт к увеличению давления на них.
Дополнительная ответственность, достижение результатов или личных целей, выполнение работы к определённому сроку повышают интерес и удовлетворение от работы. Однако это давление может привести к обратному результату, если оно становится чрезмерным, и вы больше не контролируйте ситуацию, или если удовлетворение от достижения результатов не компенсирует стресс.
На этой стадии вам необходимо уметь определять причину избыточного давления и принимать меры по её устранению. Вашей задачей должно стать сохранение уровня давления, который вы находите стимулирующим, но не угрожающим.
Частичное снятия стресса
Что можно сделать, чтобы уменьшить стресс? Можно рассмотреть следующий список возможных действий:
- Активизируйте коллективную работу. Если вы привлекаете членов вашей команды к принятию решений о делах, которые их затрагивают, они станут больше сотрудничать с вами и друг с другом.
- Создайте «зоны стабильности» – области работы, над которыми человек имеет определённый контроль. Недостаток контроля над своей работой будет усиливать стресс.
- Добивайтесь, чтобы люди понимали более широко контекст требований, возложенных на них.
- Удостоверьтесь, что каждый знает роли и функции, выполнение которых ожидается от него.
- Устанавливайте чёткие приоритеты и имейте общие представления о рабочей нагрузке каждого.
Обычно легче справиться со стрессом, если он выявлен на ранней стадии. Однако может случиться и так, что вы сами приводите себя к стрессу. Менеджерам свойственно устанавливать себе высокие стандарты объёма и качества работы. Давление усиливается, когда в рамках культуры организации поощряется сверхурочные работы. Если это превращается в норму, рабочая атмосфера становится напряжённой и беспокойной и некоторые люди начинают испытывать стресс.
Например, если проведение совещаний рано утром является традицией, это может создать чрезмерное давление на сотрудников, имеющих детей школьного возраста и вызовет ненужный стресс, которого можно избежать.
Устранение стресса является одним из ключевых аспектов управления с собой для исключения негативного отражения его последствий не только на вас, но и на ваших коллегах и семье.
Статья была полезной? Ставьте 👍
Публикации на тему компетенций руководителя читайте под тегом #альфинур_компетенции