Сложно было представить, что массовые столкновения жителей католического района Дерри Богсайд с Королевской полицией Ольстера в августе 1969 года положат начало к одному из самых затяжных и сложных гражданских конфликтов на территории поствоенной Европы XX века. Собственно, конфликт между католиками и протестантами назревал длительное время. Во-первых, страшная и многовековая ненависть ирландцев-католиков к англичанам-протестантам. Во-вторых, хитрая политика избирательной географии, то есть произвольная демаркация избирательных округов. В результате подобной манипуляции ольстерские юнионисты, выступающие за единую Великобританию, регулярно формировали парламентское большинство в городе. Кроме того, право голоса имели лишь собственники и арендаторы жилья, а учитывая то, что католики в Дерри имели большие, но очень бедные семьи, итоги очередных выборов становились более чем предсказуемы.
В общем, к концу 1960-ых в Северной Ирландии и в Дерри в частности сформировался революционый пузырь. Ирландцы-католики больше не хотели жить по-старому. Юнионисты совершенно не возражали оставить всё как есть, a проведение очередного ежегодного протестанского парада в память об одном из средневековых сражений через населённый католиками район города ирландцы посчитали жуткой провокацией. Началась массовая драка с использованием камней и других тяжёлых предметов, а полиция применила слезоточивый газ против католиков-националистов. На следующий знатно подлил масла в огонь тогдашний премьер Ирландии Джек Линч, пообещавший выслать ирландские войска к границе. Естественно, ирландская армия никакую границу переходить не собиралась, но католиков Дерри было уже не остановить и выяснение религиозно-гражданских отношений затянулось на долгих 30 лет.
Кстати, вы знали, что район Богсайд, где находится большинство сегодняших городских муралов, целых три года автономно контролировался националистами из ИРА, а местные жители выплачивали им дань. Уже потом случилось Кровавое воскресенье, когда была расстреляна демонстрация, но всё же именно 1969 год является годом создания Свободного Дерри и первый мурал был нарисован именно в том году.
Сегодня, пожалуй, это самый атмосферный район Дерри-Лондондерри. Конкретно-пролетарский и суровый. Чужаков здесь явно не ждут. Новомодная туристическая забава последних лет - взять гида из местных и прогуляться по окрестностям. Между прочим, о таких экскурсиях в сети сплошь позитивные отзывы. В общем-то, правильно, городу ведь надо развиваться и жить дальше.
Нельсон Мандела с неизвестной мне ирландской дамой придаёт значительного колорита этому весьма серому и неуютному району.
Здесь уважают Че Гевару.
Мурал, посвящённый жертвам Кровавого воскресенья. И невероятно удивляет обилие мусора на улицах.
Эта девочка погибла в перестрелке между католиками и протестантами.
Мурал, посвященный Бернадетте Девлин, самой молодой женщине когда-либо избиравшейся в британский парламент.
Жилые дома.
Думаю, надо ещё сюда приехать. Я же так и не нашёл в Дерри стены Мира или линии ограждений, разделящие католические и протестанские районы. В Белфасте такие стены есть, а вот в Дерри под вопросом. В дополнение к недавнему политическому противостоянию город обладает целостно сохранившейся с XVII и весьма интересной крепостной стеной по периметру. Также Дерри-Лондондерри отличная база для исследования самого удалённого ирландского графства Донегал.
Совершенно изумительный и шикарный по своей фактуре город.