Найти в Дзене

S-моделирование как инструмент познания

Оглавление
Методологическое обеспечение повышения продуктивности решения различных задач
Методологическое обеспечение повышения продуктивности решения различных задач

Символьное моделирование произвольных объектов в человеко-машинной среде (S-моделирование)
Моделируемые сущности делят на
природные (их изучают физика, химия и др. естественные науки) и изобретённые (их изучают технические науки).

Модели бывают физическими (напр., макеты различных сооружений) и символьными (напр., цифровая аудиозапись – это символьная модель (S-модель) аудио сообщения; цифровая видеозапись – S-модель видеосообщения). Примерами S-моделей могут служить также чертежи машин, записи музыкальных композиций, шахматных партий и т.д. Результаты научных исследований обычно представлены S-моделями систем знаний (опубликованных в форме монографий и статей).

S-модели необходимы во всех областях интеллектуальной деятельности: при проектировании зданий, судов и др. Особое значение имеют S-модели, построенные с помощью компьютеров: на их основе создаются современные информационные технологии, системы автоматизированного проектирования (САПРы), компьютерные игры, тренажёры и др.

S-моделирование в развитии способностей

Способности изобретать, накапливать во внешней среде, передавать и применять системы S-символов (аудио-, визуальных, тактильных и др.) и построенные на их основе языки S-сообщений, системы понятий и знаний, описанные на языках S-сообщений – эти способности стали ключевыми в формировании и развитии разумного человека.
На длинном пути от наскальных рисунков, через рукописные тексты, книгопечатание, звукозапись, фотографию, кино и телевидение роль S-сообщений, сохраняемых во внешней среде, постоянно росла.
Бумажные книги, фильмы на кинопленке, библиотеки компьютерных программ, базы данных, электронные книги, веб-сайты – все это примеры S-сообщений, сохраняемых во внешней среде.
Постоянно растущая роль S-сообщений в интеллектуальной деятельности определяется не только компактностью и выразительностью S-моделей, но и тем, что не существует ограничений на типы носителей, применяемых для их сохранения.
Носителями могут быть память человека, бумажный лист, матрица цифровой фотокамеры, память цифрового диктофона или ещё что-то.
Затраты на построение, копирование, передачу, сохранение и накопление S-сообщений несопоставимо меньше, чем аналогичные затраты, связанные с физическими моделями (макетами судов, зданий и др.).
S-моделирование не только сопровождает абстрактное мышление, но и служит инструментом его совершенствования (позволяя на время отвлечься от деталей, чтобы чётче увидеть главное).
Достаточно вспомнить, какое ускорение получило развитие математики после введения буквенных символов для записи формул (до того их записывали, используя разговорный язык).
Компактность и выразительность S-моделей позволяют эффективно сочетать детализацию и обобщения в процессе рассуждений.
S-модели – испытанный инструментарий механизма ассоциаций, от продуктивности которого зависят судьбы изобретений и открытий.


Эпоха S-моделирования с помощью компьютеров
Изобретение программируемой машины (названной компьютером), изменило представления о возможностях машинной поддержки S-моделирования.
Начало компьютерной эпохи стало стартом колоссальных по значению и динамике перемен в технологиях построения, преобразования, распознавания, интерпретации, сохранения, накопления, передачи, поиска и защиты S-моделей различных сообщений.
Компьютеры стали применять в различных работах, начиная от создания текстов, фотографий, аудио- и видеозаписей до создания высокоэффективных САПРов и др.

Литература

1. Ильин А. В., Ильин В. Д. Основы теории s-моделирования. М.: ИПИ РАН, 2009, 143 с.

2. Ilyin, V.D. (2022). Symbolic Modeling (S-Modeling): an Introduction to Theory. In: Silhavy, R. (eds) Artificial Intelligence Trends in Systems. CSOC 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 502. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-09076-9_54