Добрый день! На сегодня еще один фильм советского периода, снятый киностудией «Ленфильм» в 1988 г.
Интересно, что в большинстве аннотаций к фильму говорится, что картина о двух стариках, доживающих жизнь «в богом забытой деревеньке». Однако, основное действие фильма происходит в Смоленске, съемки проходили в городе.
Правда выглядит он в советский период столь непрезентабельно, что можно было написать «в богом забытом городишке».
Деревня, действительно убогая, показана в начале и конце фильма, как бы зацикливая сюжет.
В кадре деревенский пастух гонит по грязи стадо коров, попивая молоко из покупного треугольного пакетика и слушая магнитолу (советский «Бабинник») с песнями Высоцкого.
Этакий деревенский шарм.
Фильм снят по повести нашего земляка Б. Васильева. Может поэтому местом съемок был выбран именно Смоленск.
Наиболее узнаваемые локации-площадь Смирнова (ныне Победы) и Колхозная площадь, в народе именуемая Колхозкой и тогда, и сейчас.
Гостиницу отремонтировали, но общий вид сохранился. Сквер существенно преобразился. В фильма старики рассуждают, сидя на лавочке в сквере, примерно где сейчас памятник В.Теркину. А вот надпись "Парк пионеров" теперь скрыта козырьком подземного перехода.
В центре сюжета-общение, рассуждения, переживания двух стариков, оказавшихся никому не нужными в суете жизни. Все борются за выживание, как умеют.
Кстати, весьма любопытно, что в СССР снят фильм, показывающий убогость и бесперспективность жизни в самом СССР. Это словно ответ тем комментаторам, что писали мне под статьей о «Советском застолье»: «Не надо врать, в СССР всё было и все жили счастливо! Посмотрите фильмы!»
Ну что ж, давайте посмотрим фильмы:
- Нинка не может найти работу в Смоленске чтобы выбраться из нищеты и уезжает на север на заработки
- до этого она живет в коммуналке, где ее соседями является молодая семья, ждущая ребенка. И им некуда на своих метрах даже поставить кроватку для младенца. Отсюда требование к деду освободить жилплощадь.
Молодой отец приводит в пример Спарту, где людям, не приносящим пользу, предлагался один выход-пропасть. «А у нас и пропасти-то нету…»,- наивно вздыхает дед.
- Валюшка живет в однушке с дедом. И вынуждена отправлять деда погулять с будильником за пазухой, когда принимает гостей и решает личные проблемы. Когда появляется жених, деду места не остается.
Нет, она не гонит. Дед сам принимает непростое решение, понимая, что стал обузой.
- старики собирают бутылки-им не хватает пенсии. Дед, участник войны, получает только «на кефир», по словам соседа. А пойти в военкомат требовать прибавки не решается. «Я ж не стрелял, я все больше с животными был».
Так что социальные гарантии в СССР вещь достаточно сомнительная, судя даже по одному фильму.
В фильме много интересных суждений стариков о жизни.
Например, мысль о том, что "Надо бы грех назад вернуть. Чтоб каждый человек сам себя казнил. А этого нет, а есть безобразие…" или грустное заключение что "..Выдувает все из нашей жизни...Скоро и нас самих выдует..."
Еще локации. В фильме хорошо определяется спуск с моста на Колхозную площадь, с магазинами «Мебель» и Комиссионный, вход на рынок, фрагмент подземного перехода, угол часовенки «Сувениры».
Кстати, кепку деду, с которой он собирался начать новую жизнь, старики покупают в Заднепровском универмаге "ЛУЧ".
Сняты оба вокзала (листайте карусель)–авто и железнодорожный, где от задорной девушки-студентки звучит ключевая фраза фильма: «Вы чье, старичье?»
В целом фильм навевает на грустные размышления, задавая вопросы, на которые нет ответов. Не случайно старики уходят по железнодорожным путям куда-то в утренний туман, без цели, перспективы и понимания, что же будет завтра...
Возможно, вам будет интересно: Кинолокации Смоленска. "Отцы и деды" 1982. И цикл статей о советских социальных установках, мешающих в современной жизни.