Сегодня мы продолжаем рассказ о раннем периоде истории фотографии и поговорим еще о двух примечательных фотографах, работы которых хранятся в Фототеке Государственного музея истории религии.
Для тех, кто интересуется историей фотографии, возможно, будет интересно почитать наш материал, посвященный ранним фотостудиям Бонфиса и Дюма в Бейруте.
Кстати, уже в этот ранний период фотографы имели специализацию и начинали работать в разных техниках.
Бывает, что о частной жизни фотографа известно немного. О Бруно Гентшеле, австрийском фотографе и издателе, в значительной степени, мы можем судить по его работам. Палестина второй половины 1890-х гг. запечатлена на 370 снимках этого автора из собрания Государственного музея истории религии. Среди полутора десятка коммерческих фотографов (отпечатки которых хранятся в Музее) Гентшель, пожалуй, самый реалистичный и «репортажный» автор. Прохожие на улице, крестьяне и скотоводы в сельской местности, люди в самых разных одеждах, мужчины и женщины, арабы и евреи, мусульмане и христиане — в нашей коллекции около 120 «этнографических» снимков австрийского фотографа.
Более трети снимков Гентшеля - это стереофотографии (два небольших почти одинаковых отпечатка, наклеенных на картон). При просмотре стереофотографий в специальном устройстве зритель мог видеть объёмные изображения. Как можно заметить, рассматривая стереографию Гентшеля «Праздник Наби Муса», фотограф искал необычные ракурсы для своих снимков. «Наби» — это пророк по-арабски, а кто такой Муса? В России этот персонажа знают как пророка Моисея (евреи называют его Моше).
Праздник Наби Муса известен с XIII в. - каждый год, мусульмане направлялись к месту, где по преданию, находится могила Моисея. Мусульманские правители Палестины сформировали традицию проведения таких шествий, именно, в апреле, перед христианской Пасхой. В 1936 г. англичане, управлявшие в то время Палестиной, отменили праздник из-за беспорядков. Власти Иордании (а потом и Израиля) не допустили возрождения этой традиции.
Сведений о его личной жизни итальянского фотографа Луиджи Фиорилло (в коллекции музея находится более 340 его отпечатков 1880-х гг.) также крайне немного. По клеймам на отпечатках можно получить информацию о его наградах, месторасположении его фотостудии, о сыне – продолжателе его дела (на фотографиях 1890-х гг. после фамилии «L.Fiorillo» появилось дополнение – «& fils»). В 1870 – начале 1880-х гг. фотостудия Л. Фиорилло находилась в Египте, в Александрии. 1882 год можно назвать звёздным временем Фиорилло – его фотоальбом о бомбардировке Александрии британским флотом увидели во всём мире. Фотографии Л. Фиорилло из собрания нашего музея сделаны в 1880-х гг. в Палестине, провинции Османской империи. Хишам Китаб, один из исследователей этого региона, называл Л. Фиорилло фотографом российского Императорского Православного Палестинского Общества (однако, точных сведений он не приводит). На снимках фотографа, сделанных в Иерусалиме и других библейских местах, мы видим места значимые для христиан, особенно много фотографий с католиками (не меньше пятидесяти).
Фотографии Л. Фиорилло запечатлели торжественную процессию в Вифлееме с участием патриарха Иерусалима латинского обряда а Джованни Винченцо Бракко (итальянца, как и нашего фотографа). Судя по дате (24 декабря 1886 г.) – это канун Рождества, которое в этот период празднуют Церкви, живущие по григорианскому календарю (католики, Лютеране и др).
Заметим, что католическая церковь (как и православная) в некоторых случаях использует титул «патриарх» (есть, например, католические патриархи Венеции и Лиссабона). Учреждение института католического патриархата в Иерусалиме относится к давним временам - эпохе Крестовых походов.