Крылья будут! Если их сделаю не я, вместо меня это сделает кто-нибудь другой.
Так говорил великий итальянец Леонардо да Винчи. Настоящие гении отличаются не только превосходным мастерством в каких-то областях, но и мощной интуицией вкупе с мудростью и верой. «А иметь веру - это уже почти то же самое, что и иметь крылья» - утверждает герой одной известной сказки, и в этом только доля сказки и большая доля истины.
Идеи и уникальные для того времени инженерные решения Леонардо да Винчи, как и его непоколебимая уверенность в успехе, предвосхитили и намного ускорили появление современных дельтаплана, самолета, вертолета и парашюта.
А мне летать охота!
Мысль о полете не покидала человечество на протяжении многих веков. Почему человек, такое разумное существо, лишен возможности летать, как птицы? Как исправить это досадное недоразумение? Трагичный древнегреческий миф о Дедале и Икаре хотел найти счастливое продолжение в реальной жизни.
Кто-то просто мечтал о полете, кому-то крылья снились, а кто-то пытался решить эту непростую, как оказалось, задачу, силой своей инженерной мысли: через расчеты и конструирование. Леонардо да Винчи также был одержим идеей воздухоплавания и возвращался к этой теме снова и снова на протяжении всей своей жизни.
Крылья, ноги и винты
Да Винчи стал первым в XV веке изучать теорию полета на практике, а точнее на примере живой природы. Сначала он наблюдал за птицами, летучими мышами и насекомыми, анализировал особенность их полета и, главное, изучал анатомию их крыльев. Леонардо считал, что как только он сконструирует аппарат, схожий с крыльями птиц или летучих мышей и имитирующий их движения при полете, человек сможет взлететь. Он делал расчеты, рисовал эскизы, которые корректировались и совершенствовались со временем.
Махолет или Орнитоптер (первый самолет)
Некоторые из его рисунков изображают лежащего вниз лицом человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям, имитирующим крылья летучей мыши. Сам человек прикреплен к конструкции ремнями, а управлять крыльями должен был при помощи педалей, которые приводили в действие рычаги и веревки, поднимающие и опускающие крылья и изменяющие направление полета.
Встречаются и рисунки человека с машущими крыльями, расположенного вертикально, и нажимающего на педали аппарата руками и ногами. Высота такого аппарата составляла 12 метров, размах крыльев 24 метра. Для управления механизмами этого летательного аппарата должны были быть задействованы руки, ноги и даже голова пилота. Взмахи крыльев должны были происходить крестообразно, вверх и вниз, подобно крыльям птицы. Однако если бы машина была построена, она была бы настолько тяжела, что не взлетела бы.
Позже да Винчи приходит к выводу, что человеку не хватит мускульной силы для того, чтобы подняться в воздух подобно птице даже при наличии таких конструкций.
Дельтаплан
Леонардо начинает изучать возможность полета без маховых движений, углубляясь в изучение силы ветра и характеристик воздушных потоков. За основу разработки взят принцип парящего полета, достижимого при помощи ветра, ведь в этом случае требуется меньше усилий и мышечной силы человека для удержания летательного аппарата в воздухе. Основной принцип заключался в том, что человек мог смещать центр тяжести, меняя положение верхней части своего тела. Это прообраз современного дельтаплана.
Интересно отметить, что в наше время такой дельтаплан, точно воссозданный современными английскими инженерами по эскизам Леонардо да Винчи из материалов, которые были доступны во времена великого итальянца, даже взлетел, правда, для этого пришлось пристроить к нему хвост.
Вертолет
Одно из самых впечатляющих изобретений Леонардо да Винчи – летательный аппарат с воздушным винтом – прообраз вертолета. Аппарат с таким винтом должен был летать, как бы ввинчиваясь в воздух! Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и накрахмаленное полотно. Приводить винт в движение должны были четыре человека, которые толкали рычаги вокруг оси. К сожалению, их сил не хватало, чтобы поднять аппарат в воздух.
Парашют
Парашют - еще один проект Леонардо да Винчи, который, остался только на бумаге. Как считал итальянский гений, "если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты". На его рисунке модель выполнена на основе квадратной деревянной рамы, из углов которой выходят также деревянные направляющие, скрепленные над ее центром. К углам рамы крепятся веревки, на которых внизу висит человек.
Практически спуск на таком парашюте не был бы безопасным, поскольку имеющийся в наличии материал был бы разорван напором воздуха.
Но это будущий парашют…
Мечты сбываются рано или поздно
Проекты и чертежи Леонардо да Винчи при его жизни не привели к созданию летательного аппарата. С высоты сегодняшнего научно-технического прогресса очень легко рассуждать о его ошибках и неудачах: вместо жесткой конструкции делал ставку на слишком мягкие крылья, не имел в распоряжении современных источников энергии и сверхлегких, но прочных материалов и т. д.
На некоторое время его идеи остались лишь на бумаге. Но именно своими разработками да Винчи заложил основы воздухоплавания, которые продолжали действовать на протяжении веков. Его чертежи летательных аппаратов, пусть еще недостаточно совершенных, появились за сотни лет до их создания.
Благодаря наработкам Леонардо да Винчи эра самолетов, вертолетов и космических кораблей наступила значительно быстрее.
Интересно, что труд Леонардо - «Кодекс о полёте птиц» (1505 год) - содержащий описания полёта птиц и технологии летающих аппаратов, в наше время на цифровом носителе отправился на Марс на борту марсохода НАСА, таким образом осуществив мечту Леонардо да Винчи о полете.
Вот такой привет и поклон родоначальнику авиации от благодарных потомков.
@Виктория Мухурова
Поставьте отметку "нравится", чтобы статью увидело больше людей 👍
🇮🇹 Подписывайтесь на этот канал 🇮🇹
Интересные статьи об Италии выходят каждый день.