Найти тему
Время Инноваций

Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества

Юлия Белоусова – известный общественный деятель нашей страны. Она является победителем конкурса «Женщина года» по итогам 2010 года, конкурса «Деловая женщина России – 2013». Имеет большое количество почетных званий, присужденных различными общественными организациями нашей страны. Автор тренинга «Философия женского лидерства», книг «Как пережить боль утраты», «Мужество жить».

Юлия Белоусова. Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества ...
Юлия Белоусова. Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества ...

Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества, тем более, если это дети. В России последние годы отношение к этой категории населения начинает меняться к лучшему, а государство уделяет ей все больше внимания. Однако нерешенных проблем по-прежнему остается очень много. Руководитель альянса общественных организаций «Мужество жить» Юлия Белоусова активно занимается их решением вот уже почти два десятилетия.

- Юлия Владимировна, как вы пришли к идее создания альянса «Мужество жить»?

- Все началось 17 назад, когда я родила своего второго ребеночка. У него были диагностированы тяжелейшие заболевания, в том числе синдром Дауна. А сама я во время родов пережила клиническую смерть, но воскресла. В те дни я очень серьезно пересмотрела свои жизненные ценности, потому что Бог сказал мне: «Даю тебе вторую жизнь, чтобы жила ее для других». Я вдруг увидела, сколько горя и слез вокруг, осознала, что долгие годы жила не так, как нужно. С тех пор моя миссия - делать все возможное, чтобы хоть кому-то на этой земле стало лучше и теплее. С этой целью и был создан альянс «Мужество жить».

Юлия Белоусова. Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества ...
Юлия Белоусова. Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества ...

- С чего все начиналось?

- Сначала это была небольшая группа родителей, которые поддерживали друг друга, делились опытом. Постепенно к нам начали приходить другие родители детей-инвалидов, а затем и представители других незащищенных категорий населения. Отчаявшиеся, униженные люди обращались за помощью и советом, а в итоге оставались с нами.

Сейчас «Мужество жить» - это целый альянс общественных организаций, работающих в самых разных сферах. Мы помогаем инвалидам и их родителям, кризисным и многодетным семьям, пожилым людям, алко- и наркозависимым, занимаемся профилактикой негативных явлений среди молодежи.

- Каковы достижения альянса?

- Их много. Одна из наших организаций по работе с пожилыми людьми, «Времена жизни», стала лауреатом конкурса «Гражданская позиция» в Москве. Большую работу в этом же направлении проводит клуб «Золотая осень», участники которого, бабушки и дедушки, организуют различные мероприятия, ездят на экскурсии, занимаются творчеством, общаются между собой. Есть эффективно работающий проект для родителей и родственников алко- и наркозависимых молодых людей - «Голос матери». Мы регулярно проводим акции с торговыми сетями, когда люди на кассе могут пожертвовать часть купленных ими продуктов семьям детей-инвалидов, многодетным семьям, пожилым людям.

Долгие годы нами велась активная работа с заключенными в «Металлострое» - самой большой тюрьме Европы, расположенной под Санкт-Петербургом. Там сидит огромное количество молодежи. И их спрашиваешь: «Какую цель вы ставите перед собой? Что будете делать, когда выйдете?» Они отвечают: «Опять сяду». У этих людей полностью отсутствуют жизненные цели, смысл жизни. Мы работали с ними, чтобы этот смысл появился, и 12 лет проводили там психологические беседы и тренинги. Но в прошлом году из-за закона Яровой договор с ГУФСИН был расторгнут.

- Почему?

- Закон запрещает миссионерскую деятельность в местах заключения. Но ведь мы работаем с людьми, души которых больны, и поэтому в ряде случаев без изучения Библии действительно не обойтись. Хотя это не главная цель нашей деятельности, а лишь один из методов.

Юлия Белоусова. Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества ...
Юлия Белоусова. Люди с ограниченными возможностями здоровья - особая боль и забота любого цивилизованного общества ...

- Государство вам помогает?

- Был период в моей жизни, когда я очень много стучалась в двери. И каких-то вещей удалось добиться - я вижу, что сейчас пошли некоторые положительные изменения в отношении детей-инвалидов. Но этого, к сожалению, недостаточно. Те, к кому я прихожу, проблему до конца не понимают. Они замечательные люди, слушают, выражают сочувствие, но дальше дело не двигается. Для них наши проблемы вторичны, если не десятеричны. Между Госдумой, Законодательным собранием Санкт-Петербурга и обычными людьми – пропасть. Куда кричать?

Государство должно развернуться лицом к инвалидам и представителям остальных социально незащищенных категорий. Надо ценить личность независимо от того, в какую оболочку она помещена. Нельзя делить людей на бедных и богатых, больных и здоровых. Потому что ты сам не знаешь, в какой категории ты окажешься в будущем.

- У вас есть конкретные предложения по улучшению положения детей-инвалидов. В чем они заключаются?

- Российское законодательство, регулирующее вопросы помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, несовершенно. В частности, сильно устарел список льготных лекарств для детей-инвалидов – многие из них просто не выпускаются. И это для нас очень большая проблема.

Серьезные трудности возникают при достижении детьми-инвалидами совершеннолетия. Дело в том, что люди с синдромом Дауна, сколько бы им ни исполнилось, имеют психологический возраст шесть-семь лет, однако государство это не учитывает и относится к ним как ко всем остальным людям. В результате, когда они достигают 18-летия, то становятся незащищенными. Так, если они заболевают, то их кладут в больницу для взрослых, которая для этих людей совершенно не подходит. Они должны лежать в отдельных боксах детских больниц, вместе со своей матерью, а не в палате для взрослых с чужими дядями и тетями. Серьезно ухудшается и положение родителей – они получают статус опекуна, а это резко ограничивает их возможности.

Поэтому я готовлю письмо в Госдуму, чтобы для таких детей-инвалидов возраст совершеннолетия повысить хотя бы до 21 года. Потому что у них бывают очень сложные состояния, и в больнице для взрослых их могут не спасти. А в больнице для детей такому ребенку сохранят жизнь.

- Каково отношение общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья?

- Сегодня инвалиды воспринимаются, скорее, как обуза на шее общества. Недавно я читала результаты опроса, который проводила мэрия Москвы, чтобы выяснить отношение граждан к детям-инвалидам. 60% москвичей ответили, что содержать таких детей государство не может, а около 30% выступили за их эвтаназию, чтобы сократить расходы бюджета.

- Да вы что?

- Да. Когда я это прочитала, то поняла, что до демократического общества нам еще далеко. Если ты стал инвалидом, большинство людей считает, что ты сел им на шею, ас некоторые - что тебя вообще надо усыпить. Но, послушайте, а если вы сами вдруг завтра станете инвалидом? Ведь от несчастных случаев никто не застрахован. Каково вам тогда придется?

Нам нужны изменения в головах, ведь все начинается с идеи, а она рождает остальное. О проблеме необходимо постоянно говорить. Нужны статьи, передачи, фильмы о жизни инвалидов, об отношении к ним. Надо показать людям, что эгоизм разрушает, а жить нужно для того, чтобы делать добро. Дети-инвалиды – они нам кто? Лишние, брошенные, нежелательные люди? Или мы все равно их любим, какие бы они ни были? Хочется крикнуть: «Россия, это твои дети или чужие?»

- На ваш взгляд, изменить ситуацию к лучшему возможно?

- Конечно, возможно. Когда ты хочешь чего-то добиться, то у тебя появляется все: деньги, возможности, здоровье, - потому что сам вектор жизни «держит» человека и ведет в нужном направлении. Ведь как человек мыслит, так он и живет. Ответом на вопрос являемся мы сами.