Тайна памятника Петру I у Михайловского замка.
Конь с человеческой ногой.
Вроде бы известная официальная достопримечательность-Петр I на коне, в Михайловском замке. Модель памятника была сделана еще при жизни Петра, скульптором Растрелли, сам памятник долго пылился в подвалах и только при Павле I был установлен на своем нынешнем месте. Казалось бы, памятник как памятник. Однако если вы выберете определенный угол и внимательно посмотрите на ноги лошади, то окажется, что одна из ее ног-человеческая! - В чем дело?" Чей-то недосмотр? Месть скульптора? Просто такая странная шутка?
Адрес: Садовая улица, 2. Санкт-Петербург.
Мы попробуем приоткрыть завесу эту тайны.
История памятника Петру I в Михайловском замке (Инженерном) на Коннетабльной площади интересна сама по себе, так как она тянется почти на весь XVIII век
В самый плодотворный период своего царствования Петр I, глядя на пройденный им путь и понимая, какие великие дела он сделал для своей страны, решил увековечить его память. После победы в Полтавской битве он планировал воздвигнуть каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая была бы отлита из желтой меди. Однако этот период был достаточно тяжелым для государства, и ему пришлось отложить реализацию своей идеи на неопределенный срок.
В 1716 году в Петербург приехал великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Его пригласили создать памятник Петру Великому. Около двух лет он работал над созданием глиняной модели лошади для памятника. Но чтобы воссоздать точную копию лица императора, Растрелли снял гипсовую маску, похожую на знаменитые венецианские.
Кстати, с ее (маски) помощью был сделан и восковой бюст Петра. По замыслу великого императора, на памятнике должна была быть надпись. Его состав был принят целой командой, состоящей из сотрудников и студентов Королевской академии Парижа. Текст должен был быть на латыни. Он до сих пор украшает памятник Петру перед Михайловским замком.
Великий император был очень взволнован тем, что скоро сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный памятник. Однажды он посетил мастерскую, где работал Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и полезных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, и Российская империя должна была стать победительницей.
А это означало, что новый памятник должен был вместить торжество как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот памятник перегружен различными деталями. Однако нельзя забывать, что он принадлежит к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к излишеству и роскоши.
Первоначально Памятник Петру I имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает могучий император. У ног лошади лежит змея-символ зависти. Позже его перевели как "Медный всадник". Памятник также состоял из шести аллегорических фигур - добродетелей, статуй Невы, Амура и земного шара. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место – старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравилась идея Растрелли. Однако статуя еще не была отлита из бронзы.
После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет, его наследники не вспоминали о памятнике. Кстати, Б. Растрелли получил плату из государственной казны за свою работу только в 1734 году. Примерно через 7 лет после этого памятник пылился в сарае, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чья она дочь.
Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев памятник, они пришли к выводу, что он уже не отвечает вкусам нового времени, и его необходимо доработать. Естественно, это поручили уже стареющему Бартоломео. В результате памятник представлял собой лишь изображение торжествующего императора без каких-либо барельефов и аллегорий.
В 1743 году, после осмотра и утверждения модели Елизаветой Петровной, Растрелли начал производить большую скульптуру. Работы над ним были завершены в 1744 году. Такова была судьба-ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника он не был установлен.
В том же 1744 году в Петербурге умер Карло Бартоломео Растрелли, а отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца три года спустя осуществил его сын Франческо. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли-младшего убрали, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо" неудачной " работы Растрелли.
Работу над памятником великому царю взял на себя французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился всемирно известный "Медный всадник", а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но так и не был вновь установлен. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил о многострадальной статуе своего предка и приказал воздвигнуть ее в Кронштадте.
Через некоторое время Павел передумывает и отдает приказ перенести и установить памятник в Санкт-Петербурге, и с 1800 года по сей день он стоит у фасада Михайловского замка на Коннетабльной площади. Павел также заказал надпись на постаменте - "Прадед правнука 1800 года", явно перекликающуюся с надписью "Петр I Екатерине II летом 1782 года" на громовом камне "Медного всадника".
Скульптура царя установлена на высоком мраморном постаменте, по обе стороны от него расположены орнаменты в виде бронзовых барельефов, рассказывающих о двух сражениях Северной войны. С одной стороны (восток) - фрагмент Полтавской битвы, с другой (запад) - битва при Гангуте. Первый барельеф изображает Петра, указывающего мечом на своего соратника князя Меншикова на отступающих шведских врагов, над головами которых парят трубящие гении Победы.
Второй барельеф изображает первое крупное морское сражение, выигранное Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченного шведского корабля, над которым поднят русский флаг. В середине композиции-сцена спасения тонущего матроса.
Оба барельефа были выполнены целой группой скульпторов, над ними работали В. И. Демут-Малиновский, И. И. Теребенев и И. Е. Моисеев. Решающие батальные сцены отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.
Барельефы любят и почитают горожане, как добрые приметы времени. Что бросается в глаза, так это то, как отполированы выступающие части барельефов-копыта лошадей, нога Петра и тонущего моряка, особенно пятка. Это городские легенды, которые со временем обрастают практически любым памятником нашего города. Считается, что если держаться за пятку моряка-не утонешь, а если коснуться королевского сапога или лошадиного копыта-это принесет удачу.