Сражение на Курской Дуге, с многомиллионными армиями, насыщенными техникой, постепенно затухал. Уже отгремели залпы первых парадных залпов в честь победителей Орла и Белгорода, окончательно освобожден несчастливый для Красной Армии Харьков. Огрызаясь, медленно отходил противник, все еще не веря, что он не смог победить после мощных атак с «Тиграми» и «Фердинандами».
А Ставка ВГК, лично И.В. Сталин, уже торопили командующим фронтами наступать на Днепр. Конкретно речь шла о командующим Центральном фронтом К.К. Рокоссовским, командующим Воронежском фронтом Н.Ф. Ватутине, и командующим вошедшим на передовую Степном фронт И.С. Конева.
К.К. Рокоссовский, написав мемуары даже после долгих лет после войны, все еще в них раздраженно удивляется, как можно было после кровопролитной Курской битвы переходить почти сразу к новому наступлению. Ну а наметившийся успех на нем он, конечно, всецело оставил на счет аппарата фронта и армий.
Между тем, не оставляя в стороне командующим фронтов и армий, надо, прежде всего, выделить работу Ставки и И.В. Сталин. Как они точно выделили тот момент между обороной и наступлением, когда немецкие войска оказались уже были не в силах наступать, но еще не могли оборонятся.
Ведь Гитлер, поняв, что его наступление летом 1943 г. провалилось (успешным оно было только для немецкой прессы), срочно приказал создавать Восточный вал (нередко еще именуемый рубеж Вотан-Пантера) и чтобы западнее ни шагу не отступать! А всю левобережную Украину требовалось превратить в пустыню, угнав все население, скот, демонтировав или уничтожив все промышленные предприятия, здания, посевы.
Исходя из исходящей обстановки и стратегических планов А. Гитлера И.В. Сталин правильно решил не ждать накопления резервов, бросив в решительное наступление армии, только что находившиеся в жесткой обороне на широкой полосе всего Советско-германского фронта.
При этом основные удары наносили в направлении:
- Верхний Днепр (Смоленск);
- Средний Днепру, чтобы потом, захватив плацдармы, занять Киев – один из самых крупных в СССР городов и промышленных объектов;
- Нижний Днепр;
Захватив левобережную Украину, СССР получал миллионы новобранцев (в том числе подросших за годы войны мальчишек), хлеб Черноземья, уголь Донбасса, руду Криворожья. Конечно, в совокупности это можно будет захватить примерно за год – только в 1943 – 1944 гг., но получить хотя бы часть Правобережья можно и в 1943 год.
Первоначально, немецкие войска не только прочно оборонялись, но и могли контратаковать в направлении Ахтырки. Казалось бы, И.В. Сталин опять ошибся, переоценив силы Красной Армии. Однако общее наступление позволило найти действительно слабый участок.
60 армия генерал-лейтенанта И.Д. Черняховского Центрального фронта неожиданно прорвала фронт гитлеровцев, и продвинутся на 60 км. За ними продвинулись другие соединения фронта. Центральный фронт помог Воронежскому фронту, а затем и Степенному фронту.
Немецкий фронт рухнул. В сентябре фашистские генералы еще надеялись остановить советские армии и самонадеянно объявили о войне не за территорию, а за уничтожение наступающего врага. Практически среднесуточные потери Красной Армии при продвижении к Днепру в 1943 г. были наиболее крупными за годы войны и могли сравниться только с началом военных действий. Однако и потери немецких войск были очень большими и они не могли долго выдержать такую политику OKB.
К середине месяца было решено окончательно отойти за Днепр. Войскам было объявлено о мощной защите, солдатам - отдыхе. Днепр – одна из широких рек Европы и немецкое командование в самом деле рассчитывало отсидеться за ней.
Если до середины сентября немецкие войска, как могло, боролось с наступающими советскими войсками, то затем, под сильными прикрытиями, немцы стягивались к 5 переправам, за одним перебрасывая население, скот, продовольствие и оказывалось на правом береге Днепра.
Однако советские армии не дали им значительной передышки. На протяжении 600 км с севера на юг войска Центрального, Степного и Воронежского фронта при поддержке резервов Ставки к 21 сентября 1943 г. ворвались к Днепру. За несколько недель первого месяца осени фронты прошли сотни километров расстояния и с ходу выходили на плацдармы. Стратегия Гитлера отсидеться за Днепром не выдержала реальности. «Восточный вал» рухнул.
Такие темпы наступления были только в Висло-Одерской операции, когда фашистская Германия была уже на грани краха. Но даже в 1943 г., когда армия была еще сильна, немцы торопливо отходили за сотни километров на Запад. Это была несомненно крупная победа Красной Армии.