Дом Сироткина сам по себе – произведение искусства. За строгим фасадом скрываются расписные потолки, деревянная парадная лестница, а целый зал посвящен единственной картине, неразрывно связанной с историей Нижнего Новгорода.
Построить жилой дом, в котором потом мог бы разместиться музей. Именно такой особняк для своей семьи задумывает Дмитрий Сироткин. Желание было нестандартным.
К началу XX века Дмитрий Васильевич, рождённый в простой крестьянской семье, становится одним из самых богатых людей Нижнего. Он купец 1-ой гильдии, владелец пароходного товарищества с капиталом в полтора миллиона рублей и крупной пароходной компании «Волга». Весной 1913 года его избирают городским головой (по-современному – мэром) на четырёхлетний срок. И… Сироткин отказывается от жалованья, которое ему полагается, в пользу городских мероприятий.
Фигура Дмитрия Васильевича Сироткина загадочна. Известно, что на первом месте у него были его собственные дела, а остальное, в том числе процветание родного города, его мало интересовало. Тем не менее ему удалось снискать бешеную популярность у нижегородцев.
«Умница и честолюбец, бойкий, широкий человек», – так охарактеризовал Дмитрия Сироткина Максим Горький, близко знавший судопромышленника.
В это время купец задумывается об усадебном доме. С местом для него всё было понятно: самые красивые дома тогда строили на Верхне-Волжской набережной, до революции она называлась Георгиевской (по одноимённой церкви). Неудивительно, ведь с откоса открывались живописные виды.
ИЗЫСКАННЫЙ ОСОБНЯК ПРОЕКТА ВЕСНИНЫХ
Воплотить необычный проект и построить дом с перспективой на музейное пространство предстояло архитекторам братьям Леониду, Виктору и Александру Весниным. Особняк стал их первой самостоятельной работой.
Блестящий триумвират братьев-архитекторов продемонстрировал целую эпоху становления новых стилей и направлений в архитектуре начала ХХ века.
Вот несколько цифр. Дом строится 635 дней. На работах задействовали 24 000 рабочих 21 специальности и 280 лошадей.
Итак, в 1916 году на набережной волжского откоса появляется двухэтажный дом в стиле неоклассицизма (и пусть вас не вводит в заблуждение, что это работа будущих мастеров конструктивизма!). Сравнительно небольшая по размерам городская усадьба имела изысканный облик.
Своей парадностью и презентабельностью неоклассицизм наиболее отвечал желанию заказчика. Архитекторам Весниным удалось построить здание, которое по планировке, системе освещения, вентиляции, и другим параметрам одновременно подходило и для жилого дома, и для музея.
На первом этаже особняка, в левом крыле находились контора и кабинеты. Рабочие помещения располагались отдельно, не перекрывая вестибюль и парадную лестницу, поскольку во время приёмов гости не сразу шли в парадный зал на втором этаже, а могли проводить время внизу, в бильярдной, которая находилась в правом крыле.
Поднявшись по парадной дубовой лестнице (она сохранилась до наших дней), гости оказывались в парадном зале.
Второй этаж отличается от первого анфиладной планировкой – комнаты располагались друг за другом: комната прислуги, столовая, зал-гостиная, кабинет, личные покои хозяев, ванная комната и две спальни. Во всех помещениях особняка сохранились дубовые филенчатые двери с латунными ручками и дубовые оконные рамы с медными ручками. На потолке сохранилась роспись, выполненная Александром Весниным.
Эти архитектурные решения можно увидеть до сих пор. Правда, с современным наполнением.
ИЗ УСАДЬБЫ – В МУЗЕЙ
Приближался 1917 год – время революции. И хоть Дмитрий Васильевич и так не планировал надолго оседать в новой усадьбе, сделать это ему не удалось.
В конце 1919 года Сироткин вынужден был уехать за границу. Его следы теряются в Югославии. Рассказывают, что в эмиграции он как-то поинтересовался судьбой своего дома и, узнав, что в нём разместился музей, остался очень доволен.
Действительно, после революции усадьбу Дмитрия Сироткина передали для размещения художественного отдела Нижегородского Объединенного музея, а с 1934 года после окончательного разделения на исторический и художественный музеи — Нижегородскому государственному художественному музею. В этом филиале музея представлено собрание западноевропейского искусства, а в отдельной комнате – экспозиция одной картины Константина Маковского «Воззвание Минина».
ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ
Константин Маковский ярко и достоверно изобразил многолюдную сцену сбора пожертвований на ополчение, спасшее в 1612 году страну от иноземных захватчиков.
Его грандиозное историческое полотно «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (так звучит полное авторское название) впервые было представлено на суд зрителей в 1896 году, во время Нижегородской XVI Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки в отдельном павильоне.
«Сегодня эта картина считается крупнейшим произведением на историко-патриотическую тему в России. Её площадь превышает 40 квадратных метров. Она содержит более 100 подробных портретов. От первых эскизов до её полного завершения прошло почти 20 лет. Долгое время это полотно находилось в Императорском дворе и хранилась в городской думе Нижнего Новгорода. И с 1972 года картина «Воззвание Минина» находится в Нижегородском государственном художественном музее», – рассказал о масштабах картины генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.
Благодаря новым технологиям, использованных при реставрации музея, стало возможно не просто на новом уровне изучить полотно, а буквально погрузиться в историю.
РЕСТАВРАЦИЯ К 800-ЛЕТИЮ
В конце этой осени Дом Сироткина начал обновляться в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода. По словам министра культуры Нижегородской области Олега Берковича, прошлый вид зала Маковского не соответствовал масштабу и знаковости произведения.
«Смотреть на картину было непросто. Если подойти близко, то видны только детали, если отойти — много бликов из-за неправильного освещения. Плюс сам зал создавал ощущение казённости из-за зеленых стен, старого паркета и батарей по центру. Всё это не способствовало нужному восприятию. Мы поставили перед собой задачу — сделать современный музей, который соответствует актуальным запросам», — отметил Олег Беркович.
В музее прошла комплексная реставрация: заменили систему отопления и вентиляции, создающую нужный для произведений искусства температурно-влажностный режим. Из-за несоответствия последнего Дом Сироткина не мог экспонировать шедевры мирового искусства. Теперь такая возможность есть.
Кроме того, отреставрирован паркет. А стены намеренно сделали тёмными, чтобы создать ощущение камерной обстановки, в которой комфортно вдумчиво рассматривать произведения искусства.
Появилось и профессиональное музейное освещение. Оно мягко рассеивает свет и позволяет рассмотреть все детали масштабного полотна «Воззвание Минина».
«Тысячам людей ежемесячно экскурсоводы показывают эту картину и через неё стараются донести суть одного из важнейших событий в истории нашей страны. Мы понимаем, что сегодня нужно разговаривать на современном языке, особенно с детьми. А современный язык технологичен. Поэтому мы дополнили музей виртуальной реальностью, и задача VR-экспозиции — вовлечь людей в историю», — добавил Олег Беркович.
Команда нижегородской компании dreamlaser разработала VR-экспозицию. Она отправляет современников в прошлое: если раньше можно было только послушать «звуки полотна» – имитацию шума толпы на записи, то теперь виртуальная экскурсия позволяет встретиться с художником, понаблюдать за ним в мастерской, очутиться в центре событий картины и ощутить дух города того времени. Это совершенно новый вид взаимодействия с искусством, он будет интересен и взрослым, и детям.
Открытие современной экспозиции состоялось 4 ноября 2020 года, в День народного единства.
Чтобы посетить Дом Сироткина и посмотреть на легендарные произведения искусства, а также насладиться современными технологиями, требуется предварительная запись на сайте музея artmuseumnn.ru или по телефонам: 8 (910) 130-02-84, 8 (950) 351-38-32.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Впереди – реставрация фасада здания. А ещё благоустроят дворик Дома Сироткина. Раньше его использовали лишь для хозяйственных нужд, но в планах открыть его для посетителей. Это позволит горожанам лучше рассмотреть творение братьев Весниных. Ведь возводя дом на набережной, братья уже в начале своей карьеры проявили себя новаторами. На боковом фасаде, обращенном в Музейный переулок, они устроили открытую полуротонду – деталь, совершенно утраченную в позднем классицизме.
Полностью обновлённым Дом Сироткина нижегородцы увидят летом 2021 года.
При подготовке к 800-летию областное правительство держит в фокусе сохранение исторического наследия и внимательное отношение к культурным ценностям. Приоритетная задача – сохранить исторический Нижний для будущих поколений, поэтому к 800-летию ведётся огромная работа с ОКН. В программу #Реставрация800 вошли, как минимум, 73 объекта культурного наследия на территории исторического центра, расположенных на всех ключевых улицах старого Нижнего.
КОРОТКО О БЮДЖЕТЕ
На внутренние помещения музея выделили 13,97 млн рублей из областного бюджета.
На реставрацию зала Маковского выделили 4,78 млн рублей из областного бюджета.
На ремонт фасада и кровли выделено 20,8 млн рублей из федерального бюджета.
На благоустройство дворика выделено 6,5 млн рублей из областного бюджета.
Посмотрите как поменялся зал Маковского.
И другие выставочные залы.