В поисках необычного экзотического кино наткнулся на фильм, в саму вероятность которого было сложно поверить: египетскую версию культового американского трэш-мюзикла «Шоу ужасов Рокки Хоррора»! Делюсь впечатлениями.
Несколько слов об оригинале
«Шоу ужасов» появилось в 1975 году, и это настолько блестящая и низкопробная смесь из шаблонов кино и скользких тем, что с того времени фильм так и находится в прокате: хоть в каких-то кинотеатрах, но он идёт постоянно.
По сюжету, пара заурядных молодых людей из-за поломки автомобиля обращается за помощью в старинный замок. И там перед ними вдруг распахивается мир пришельцев из космоса, безумных учёных, гомункулов и самых экстравагантных извращений. И всё это в виде череды песен и танцев...
Казалось чем-то нереальным, чтобы в консервативной арабской культуре было создано нечто похожее. Однако вот он: фильм «Клыки» 1981 года, и это действительно очень близкая имитация того, что происходит в американском оригинале! Более того, это острый социальный комментарий к экономической ситуации в тогдашнем Египте: безработица молодежи, классовые противоречия, бедность.
Точное отражение
Начала двух фильмов похожи один в один. Но чем дальше развиваются события, тем больше нарастает различий. Так, первые кадры, где крупным планом показывают губы, и где молодая семейная пара, Али и Мона, застревают на своём автомобиле под дождём на глухой просёлочной дороге, — точная копия соответствующих моментов из «Рокки Хоррора».
Но дальше всё начинает становиться более и более странным.
Кровавое диско
В египетской версии фильм тоже является мюзиклом, в нём постоянно звучат песни в стиле диско. Надо сказать, для эстрады 80-х весьма мелодичные и запоминающиеся, и все персонажи много танцуют. Но вот чего в нём нет, так это трансвеститов.
Хозяин замка, куда забредает пара, оказывается вампиром, как и все его гости, загримированные по типу группы «Кисс». И хотя об этом прямо говорится, Али и Мона никак не могут понять, что происходит в замке. И даже когда во время ужина гости начинают пить друг у друга кровь, лишь немного смущаются.
Совсем неожиданный приём — это присутствие в фильме не то режиссёра, не то сценариста, полноватого седого дяденьки в развязанном галстуке. Он комментирует события («ох уж эта современная молодёжь...»), даёт исторические справки («Дракула — это персонаж, который впервые упоминается...»), вступает в диалоги с героями.
Вдруг повествование прерывает череда вставных эпизодов, в которых показывается, что водопроводчики, таксисты, репетиторы по математике — тоже все вампиры. Постепенно становится понятно: речь о том, что цены в стране на всё стали высокими, и простой семье приходится много платить за все услуги, так что все эти работники — настоящие кровопийцы. Фильм оказывается социальной сатирой.
Сам же Дракула — типичный мещанин и буржуа, лишённый малейшего художественного вкуса. В какой-то момент он смотрит какой-то артхаусный фильм и комментирует: «Мне нужен фильм, который я смогу понять! Этот фильм полон загадок и фрагментов, надёрганных здесь и там!»
И вот так, с танцами, сюжетными ответвлениями история доходит до финала, где герои вырываются на свободу и бегут по пустыне на фоне пирамид.
Мне кино показалось любопытным. Можете и сами ознакомиться. Есть версия с английскими субтитрами.