За 3 минуты чтения вы разберетесь что такое лямбда зонд, для чего нужен и принцип его работы.
Датчик кислорода устанавливается во всех современных автомобилях. Он нужен для постоянного контроля состава топливовоздушной смеси, проходящей через катализатор. Без этого устройства невозможно обеспечить нормальную работу катализатора так как это устройство эффективно выполняет свои функции только при определенных условиях.
Что такое лямбда зонд: устройство и принцип работы
Чтобы понять, на что влияет лямбда зонд в автомобиле нужно узнать, что означает греческая буква, используемая в названии этого датчика. Она обозначает коэффициент количества воздуха в топливно-воздушной смеси. Если на одну часть бензина приходиться 14,7 части кислорода этот показатель равен единице. Обеспечить такое точное соотношение компонентов можно только за счет использования высокоточной электронной системы впрыска топлива получающей данные от лямбда-датчика.
Если после сгорания топлива в смеси остается слишком много кислорода, значит нужно подать больше бензина в камеру сгорания. Устройство подает сигнал и в обратной ситуации – когда топлива слишком много, и оно сгорает не все, при этом количество кислорода в выхлопе падает ниже определенной границы.
Устройство его достаточно простое. Это гальванический элемент погруженный внутрь выхлопной трубы. На его поверхности происходят химические реакции, в результате которых генерируется электрический ток. Затем сигнал передается в электронную систему управления движком. Ток генерируется за счет разницы между количеством кислорода в выхлопной трубе и атмосферном воздухе. Именно этот показатель и измеряет это устройство.
Состоит датчик из следующих компонентов:
1. Твердый электролит (состоит из оксида циркония).
2. Внутренний и наружный электроды.
3. Сигнальный контакт.
4. Контакт заземления.
В некоторых вариантах конструкции предусмотрен дополнительный нагревательный элемент. Его используют, так как зонд эффективно работает, только при температуре выше 300 С. При более низких температурах циркониевый электролит не проводит ток, соответственно при холодном старте, до момента разогрева зонда он работать не будет. Нагревательный элемент позволяет устранить этот недостаток, что делает лямбда зонд работоспособным практически в любых условиях.
Монтируется устройство в выхлопной трубе непосредственно перед катализатором. В некоторых моделях машин ставят дополнительный зонд на выходе из катализатора. Это позволяет проконтролировать эффективность его работы, также значительно повышается точность работы системы электронного управления впрыском.
Основные неисправности
Этот датчик достаточно сложное устройство, к тому же работает в экстремальных условиях. Поэтому нередко начинает барахлить либо полностью ломается. К основным причинам неполадок относят:
1. Использование некачественного топлива.
2. Перегрев из-за проблем с зажиганием либо других неполадок в работе двигателя.
3. Повреждение проводов, идущих к датчику.
4. Выход из строя нагревательного элемента.
5. Загрязнение продуктами сгорания.
6. Попадание масла и других жидкостей в выхлопную трубу.
Неисправности лямбда зонда не относятся к серьезным поломкам. При неработающем датчике автомобиль будет продолжать ездить, но заметно возрастет расход топлива. Если проблему не устранить, мощность двигателя снизится, к тому же пострадает стабильность его работы. Но полной неработоспособности не будет, так как электронная система не получая информации от датчика начнет работать по усредненным параметрам, записанным в ее памяти.
Со временем езда без датчика станет причиной поломок других частей двигательной системы, приведет к быстрому выходу из строя катализатора. Чтобы избежать этих проблем, необходимо своевременно заменить сломавшийся зонд новым.
Некоторые автомобилисты вместо достаточно дорогого зонда устанавливают дешевую обманку, которая не выполняет своих функций, но стоит заметно дешевле. Такая экономия в будущем станет причиной заметно больших расходов, на ремонт других частей автомобиля, поэтому лучше сразу поставить качественный оригинальный лямбда-зонд.
Срок службы лямбда зонда
Средний ресурс работы устройства невелик, составляет около 50-80 тыс. километров пробега, то есть это один из самых изнашиваемых компонентов автомобиля. Во многом он зависит от качества используемого топлива, стиля езды и других факторов. В любом случае датчик работает в экстремальных условиях, поэтому лучше проверять его функциональность каждые 10-15 тыс. километров. Это позволит вовремя обнаружить неисправность и провести ремонт либо замену не дожидаясь его окончательного выхода из строя.