Этот пост взят из моего телеграм-канала. Подписывайтесь!
Не о «Челси», но об аналитике.
Меня всегда смущало, что в спорах о результате люди прибегают к сумме xG за матч. Типичный аргумент: «Команда А» набила 1,5 xG, а «Команда Б» – 1, поэтому «Команда А» заслужила победу».
Этим цифрам нужен контекст. Что если «Команда А» пробила 1,5 xG за счет одного промаха по пустым (система считала его как мегаопасный момент), а «Команда Б» давала менее острые, но более стабильные удары?
У меня нет универсального ответа, что лучше: создать один топовый момент и молчать всю игру или давать стабильность при меньшей остроте. Причем эти два типа игры могут дать одинаковую сумму xG. Значит, для полноценной оценки игры этой суммы мало.
Аналитики уже используют xG/удар, но этот параметр охватывает только игру в финальной трети. Это лишь средний показатель по выстрелам, который не описывает их системность.
Поэтому я подумал над другой моделью – темпом xG. Она отразит, насколько системно и последовательно команда создает моменты – то есть слегка погрузит в контекст, без которого сумма xG теряет смысл.
Покажу подсчет на примере вчерашней игры «Ливерпуля». Матч с «Бернли» занял 96 минут грязного времени. «Ливерпуль» владел мячом 72% времени, «Бернли» – 28%. Переведем в абсолютные цифры:
1. «Ливерпуль» – 69 минут с мячом;
2. «Бернли» – 27 минут.
Теперь возьмем xG двух команд. «Ливерпуль» набил 1,65 xG, «Бернли» – 1,08. Разделим эти цифры на число минут с мячом и получим:
1. «Ливерпуль» – 0,02;
2. «Бернли» – 0,04.
Именно это я и назвал «темпом xG» – сколько остроты команда создает в среднем за минуту на мяче. В сочетании с суммой xG и процентом владения эти цифры говорят, что:
1. Моменты «Ливерпуля» были размазаны по матчу и несли среднюю остроту;
2. «Бернли» создавал моменты наплывами.
Это коррелирует с визуальным впечатлением от игры. «Ливерпуль» действительно создал больше, но без особой остроты. «Бернли» положился на контратаки, а потом неожиданно выбил пенальти.
Пока модель сырая – ей не хватает отработки на длинной дистанции и с большим числом игр. Но я планирую обкатывать – вдруг темп xG оправдает себя.