Найти в Дзене
Наталья Коваленко

Сочинение на ЕГЭ по литературе. Анализируем женские образы в пьесе Горького «На дне». Сходство и различие судеб.

В открытом банке заданий ЕГЭ по литературе (на сайте fipi.ru) нам с учениками встретилась такая тема: «В чём сходство и различие женских судеб в пьесе М. Горького «На дне»?» Предлагаю порассуждать об этом, так как вопрос довольно непростой.

На примерах женских образов автор пьесы «На дне» показал, сколь хрупко в человеке человеческое. Женщина в традициях литературы воплощает в себе соль людского рода: она мать, даёт жизнь и сохраняет её, оберегая и вскармливая детей; она скрепляет общество главным законом родства всех со всеми, сохраняет даже в самые суровые времена милосердную основу взаимоотношений. И тем ярче выступает жёсткая правда жизни обитателей ночлежки, чем больше открываются зрителю исковерканные судьбы женщин, представленных в пьесе. Они никому не нужны. Они отринули своё женское предназначение - быть женой и матерью - и пытаются просто выжить. Ими бессовестно пользуются («…ты мной живёшь, как червь – яблоком!»). Они мечтают просто исчезнуть - как Наталья (которая, кстати, и исчезает, выйдя из больницы: «нигде её нет») или как ждущая смерти Анна.

Эта беззащитность перед страшным миром «голого» человека, у которого не осталось совсем ничего, хрупкость и трагическая ненужность даже самим себе, неукоренённость, бездомность объединяет судьбы героинь пьесы. Женщина инстинктивно всегда выбирает жизнь. Но в пьесе ни одна не находит настоящего выхода «в жизнь» из ямы «дна», где их положение низведено до роли собаки («полюбишь… я тебя к себе приучу..») или вещи («Теперь она – моя! – Твоя? Когда купил? Сколько дал?»).

Василиса источает злобу, разрушая судьбы окружающих, сводя отношения с близкими к агрессии, вызывая отвращение к себе. Её хищническая стратегия выживания – выгрызть свой кусок «счастья», пройдя по головам ближних. Поэтому закономерно, что её судьба – сгинуть на каторге. Наталья, сохранив душевную чистоту в невыносимых условиях насилия внутри своей семьи, не находит в себе сил ни верить в возможность выхода из этой ситуации, ни, тем более, поддержать ближнего («Как я помогу? Я сама…без помощи»). Перед зрителем сломленный хороший человек, что усиливает ощущение тотальной безысходности. Анна отказывается от жизни, поскольку мир и окружающие отказались от неё, не видят и не слышат её, передвигают по сцене, как вещь. Настя бежит от своей доли в дешёвые фантазии любовных романов, а в реальности её сожитель бросает ей: «…я – не чета тебе! Ты … мразь!» Лишь Квашня ещё как-то цепляется за жизнь, приняв за правило, что спасение только в её собственных руках. Она единственная продолжает работать и берёт на себя ответственность за мужчину, к которому сочла нужным «приклеиться», дабы получить защиту от буйных обитателей ночлежки: «…мужчину надо в строгости держать. Я его в сожители взяла, - думала, польза мне от него будет…». Зритель понимает, что выработанная ею модель выживания и даёт в результате лишь выживание. Это хрупкое «женское счастье» рассыплется в любой момент, стоит только уйти в запой и потерять работу её сожителю или заболеть ей самой и выпустить ситуацию из-под контроля, что превратит её в никому не нужную, доживающую свой век в нищете, – вторую Анну.

По сути, при кажущемся сюжетном различии судеб героинь пьесы «На дне», их всех ждёт один исход – исчезнуть в никуда. Анна – символическая фигура в этом смысле, ведь она исчезла как личность ещё при жизни. Наталья исчезает из больницы, её попросту «нигде нет», её сестру ждёт каторга. Настя, убегая со сцены, бросает всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Это проклятие - последний горький упрек миру «дна» от гибнущей женской чистоты и достоинства, растоптанных, обескровленных.

Алиса Фрейндлих в роли Насти, пьеса "На дне"
Алиса Фрейндлих в роли Насти, пьеса "На дне"

Центральным конфликтом пьесы, как мы знаем, является столкновение разных «правд», которыми «обмениваются» интуитивно нащупывающие выход из своего непростого положения персонажи. Какая же из этих «правд» может спасти героинь, в чём черпать им силы?

Позиция Сатина в этом смысле выглядит очень воодушевляюще: «Человек – это звучит гордо». Человек как сумма возможностей, и только в его воле реализовать какие-то из этих возможностей, дать им жизнь. Действительно, где ещё, если не в себе самом, можно искать опору в ситуации «дна», каждый должен сам найти в себе силы от него оттолкнуться. Но перед зрителем ситуация полной беспросветности, когда человек утратил все внутренние и внешние ресурсы, когда его достоинство растоптано - сил оттолкнуться попросту нет. И в такой ситуации голая, неприкрытая правда, правда факта (признаться самой себе, что ты – вещь, что тебя используют, что муж только и ждёт твоей смерти как освобождения для себя, что твоя семья тебя убивает), может просто уничтожить (именно поэтому сдался Актёр).

«Жалельная» позиция Луки («вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!») представляется альтернативой, способной удержать на плаву этих бедных женщин. Но в том-то всё и дело, что философия Луки на одной жалости и замыкается, никакого деятельного обновления такая жизненная стратегия человеку не приносит, лишь «подрумянивает» временно страшную действительность, усыпляет разум, отключает критическое отношение к сложившейся ситуации. Одна только жалость – это неверие в собственные силы человека, в то, что он способен подняться без посторонней помощи. И в противовес этой жалости вновь слова Сатина: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Лука неспроста на вопрос «Ты кто такой?» называет себя «проходящий, странствующий». Все, кто нас пожалел – проходящие мимо, живущие своей судьбой люди. Возможно, их жалостливый поступок в какой-то момент окажется спасительной соломинкой и поддержит. Но всё-таки жалость – это проходящее, жить только чужой жалостью невозможно. Из тяжелого положения человека способна вывести только воля идти дальше и жить свою жизнь, которую за него никто другой не проживет. Воля и самоуважение, дающие внутренние силы. Поэтому истина, способная вытащить персонажей пьесы со «дна», вернее всего, находится на пересечении «правд» Сатина и Луки.

Данную статью вы можете использовать и как материал для написания других сочинений по пьесе Горького «На дне». Сайт ФИПИ предлагает следующие темы:

1. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда? Свой ответ обоснуйте.

2. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается
в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)

3. В чём заключается внутренняя драма героев пьесы М. Горького «На дне»?

4. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне»)

5. Что предопределило трагизм финала драмы М. Горького «На дне»?

6. Почему так трудно подняться «со дна» героям пьесы М. Горького «На дне»?

7. Почему стремление ночлежников начать новую жизнь остаётся неосуществлённым? (По пьесе М. Горького «На дне»)

8. Какими предстают «люди дна» в пьесе М. Горького «На дне»?

9. В чём сложность и неоднозначность трактовок образа Луки? (По пьесе М. Горького «На дне»)

10. В чём сходство и различие женских судеб в пьесе М. Горького «На дне»?