Мысли построить лодку с балансиром появились у меня еще в середине 80-хгодов после знакомства с книгой Джозефа Норвуда "Быстроходные парусные суда". Описание и рисунки таких лодок я нашел в отделе редких книг областной научной библиотеки Астрахани.
Рисунки лодок с балансиром, сделанные на островах тропической зоны Тихого океана , точнее на островах микронезии были скопированы мной с книг 19 века, написанных французским мореплавателем- капитаном Фрейсине и русским мореплавателем Коцебу.
Внешний вид этих лодок - так называемых летучих проа настолько необычен, что диву даешься, как они вообще держались на воде с таким острым как нож и узким корпусом.
Проа обычно имели в длину 5- 7 метров и по оценкам европейских моряков, могли развивать скорость под парусом из циновок, намного выше , чем парусные корабли европейцев. И не уступали в скорости хода знаменитым чайным клиперам, скорость которых доходила до 20 узлов.
Характерной особенностью микронезийских проа был асимметричный а поперечной плоскости корпус. Это видно на рисунке. Плоский вертикальный борт всегда находился с подветренной стороны на ходу под парусом. А выпуклый борт смотрел на балансир- заостренное бревно, своим весом удерживающим проа от опрокидывания. В сильный ветер экипаж проа перемещался по жердям ближе к балансиру и даже садился верхом на него чтобы не дать балансиру высоко приподниматься над водой. Балансир как бы летел по воздуху, рассекая волны. Вот почему и лодки назывались- летучие, летучие проа.
Капитан Фрейсине, пожалуй, оставил наиболее подробные чертежи летучей проа. Эти чертежи дают полное наглядное представление о летучих проа. Корпус проа представлял собой выдолбленный из бревна челнок с надстроенными бортами. Эти борта были асимметричны и составлены из досок, скрепленных веревками. Швы замазывались клеем из пальмы. Мачта подвижная наклонялась в сторону движения проа.
Проа делались без единого гвоздя . У микронезийцев не было железа. По сути они были людьми каменного века. А на островах даже крупные деревья не росли . Потому то и проа сшивались из кусков дерева. При опрокидывании в сильный ветер, экипаж подплывал к балансиру и встав на него, переворачивал проа в нормальное положение и продолжал плавание. И все это делалось в открытом океане. А плавания микронезийцев составляли порой сотни километров между островами.
Корпус сшит из шести полутора-метровых листов фанеры шириной полметра. По три листа на борт. Длина корпуса около четырех с половиной метров. А ширина - полметра. Листы фанеры сшиты внизу . Корпус в плане - треугольный, обклеен слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.
Корпус лодки как и у летучих проа острый как нож. Поэтому и осадка большая. Благодаря осадке лодку не сносит боковой ветер и она хорошо держит курс на ходу.
Балансир из бруса длиной четыре метра. Его плавучести и веса хватает чтобы удерживать узкий корпус лодки от опрокидывания. Балансир крепится на двух шестах, вынесенных от борта на полтора метра.
На этой лодке я совершал плавания по Волге и по реке Царев в Астрахани. Ходил и на веслах и под парусом. Пару раз лодка опрокидывалась в сильный ветер. Переворачивал после в нормальное положение в воде, вставая на балансир. Лодка хранилась на платной стоянке в золотом затоне реки Волги в Астрахани.