Найти в Дзене
Дельта Волги

Моя лодка с балансиром.

Лодка в Золотом затоне реки Волга в Астрахани.
Мысли построить лодку с балансиром появились у меня еще в середине 80-хгодов после знакомства с книгой Джозефа Норвуда "Быстроходные парусные суда". Описание и рисунки таких лодок я нашел в отделе редких книг областной научной библиотеки Астрахани.
Рисунки лодок с балансиром, сделанные на островах тропической зоны Тихого океана , точнее на
   Лодка в Золотом  затоне реки Волга в Астрахани.
Лодка в Золотом затоне реки Волга в Астрахани.

Мысли построить лодку с балансиром появились у меня еще в середине 80-хгодов после знакомства с книгой Джозефа Норвуда "Быстроходные парусные суда". Описание и рисунки таких лодок я нашел в отделе редких книг областной научной библиотеки Астрахани.

Рисунки лодок с балансиром, сделанные на островах тропической зоны Тихого океана , точнее на островах микронезии были скопированы мной с книг 19 века, написанных французским мореплавателем- капитаном Фрейсине и русским мореплавателем Коцебу.

Внешний вид этих лодок - так называемых летучих проа настолько необычен, что диву даешься, как они вообще держались на воде с таким острым как нож и узким корпусом.

     Проа  с каролинских островов . Рисунок сделан художником Хорисом - участником кругосветной экспедиции на бриге "Рюрик" под командованием  капитана Коцебу. в 1815  году.
Проа с каролинских островов . Рисунок сделан художником Хорисом - участником кругосветной экспедиции на бриге "Рюрик" под командованием капитана Коцебу. в 1815 году.

Проа обычно имели в длину 5- 7 метров и по оценкам европейских моряков, могли развивать скорость под парусом из циновок, намного выше , чем парусные корабли европейцев. И не уступали в скорости хода знаменитым чайным клиперам, скорость которых доходила до 20 узлов.

   Проа с острова Радак . Вид сверху.  С рисунка художника Хориса.
Проа с острова Радак . Вид сверху. С рисунка художника Хориса.

Характерной особенностью микронезийских проа был асимметричный а поперечной плоскости корпус. Это видно на рисунке. Плоский вертикальный борт всегда находился с подветренной стороны на ходу под парусом. А выпуклый борт смотрел на балансир- заостренное бревно, своим весом удерживающим проа от опрокидывания. В сильный ветер экипаж проа перемещался по жердям ближе к балансиру и даже садился верхом на него чтобы не дать балансиру высоко приподниматься над водой. Балансир как бы летел по воздуху, рассекая волны. Вот почему и лодки назывались- летучие, летучие проа.

      Чертежи  летучего проа каролинских островов. Сделаны капитаном Фрейсине- командиром корвета "Урания" , совершавшим этнографическую кругосветную экспедицию в 18 15-1817 годах.
Чертежи летучего проа каролинских островов. Сделаны капитаном Фрейсине- командиром корвета "Урания" , совершавшим этнографическую кругосветную экспедицию в 18 15-1817 годах.

Капитан Фрейсине, пожалуй, оставил наиболее подробные чертежи летучей проа. Эти чертежи дают полное наглядное представление о летучих проа. Корпус проа представлял собой выдолбленный из бревна челнок с надстроенными бортами. Эти борта были асимметричны и составлены из досок, скрепленных веревками. Швы замазывались клеем из пальмы. Мачта подвижная наклонялась в сторону движения проа.

      Тоже проа . Вид сверху.
Тоже проа . Вид сверху.

Проа делались без единого гвоздя . У микронезийцев не было железа. По сути они были людьми каменного века. А на островах даже крупные деревья не росли . Потому то и проа сшивались из кусков дерева. При опрокидывании в сильный ветер, экипаж подплывал к балансиру и встав на него, переворачивал проа в нормальное положение и продолжал плавание. И все это делалось в открытом океане. А плавания микронезийцев составляли порой сотни километров между островами.

    Моя лодка с балансиром . Фото 2003 года.
Моя лодка с балансиром . Фото 2003 года.

Корпус сшит из шести полутора-метровых листов фанеры шириной полметра. По три листа на борт. Длина корпуса около четырех с половиной метров. А ширина - полметра. Листы фанеры сшиты внизу . Корпус в плане - треугольный, обклеен слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.

   Вид спереди.
Вид спереди.

Корпус лодки как и у летучих проа острый как нож. Поэтому и осадка большая. Благодаря осадке лодку не сносит боковой ветер и она хорошо держит курс на ходу.

   Общий вид мое лодки под четырехугольным парусом.
Общий вид мое лодки под четырехугольным парусом.

Балансир из бруса длиной четыре метра. Его плавучести и веса хватает чтобы удерживать узкий корпус лодки от опрокидывания. Балансир крепится на двух шестах, вынесенных от борта на полтора метра.

     Вид лодки под латинским треугольным парусом.
Вид лодки под латинским треугольным парусом.

На этой лодке я совершал плавания по Волге и по реке Царев в Астрахани. Ходил и на веслах и под парусом. Пару раз лодка опрокидывалась в сильный ветер. Переворачивал после в нормальное положение в воде, вставая на балансир. Лодка хранилась на платной стоянке в золотом затоне реки Волги в Астрахани.