Для защиты металлов от внешней среды, с давних времен в ювелирном деле использовалась эмаль.
Самые ранние упоминания на Руси об эмали были зафиксированы в Х веке, когда ее еще называли «финифть». В те времена ювелирная эмаль ценилась не меньше драгоценных камней и, в основном, использовалась для украшения чаш, кубков и даже для убранств церквей.
В настоящее время мастера ювелирного дела не перестают интересоваться эмалью. Ведь благодаря ей можно создавать украшения в различных цветовых исполнениях и делать те более оригинальными. Эмаль не теряет ни своей яркости, ни цвета даже спустя большое количество времени, что делает ее довольно практичной для создания украшений.
Что же входит в состав эмали?
Основой эмали является стеклообразный порошок глинозема и кремнезема, который легко плавится. Наличие оксидов и других металлов (плавни) отвечает за разнообразие цветов эмали и ее свойств. Оксиды натрия, калия и свинца помогают эмали легко плавиться, но также снижают ее устойчивость к воздействию агрессивной окружающей среды. Магний и алюминий, наоборот, делают эмаль прочнее за счет повышения температуры плавления.
Разнообразие цвета покрытию придают оксиды разных металлов, как например, кобальт (синий и черный цвета), медь (зеленый цвет), кадмий (красный цвет), железо (коричневый цвет), олово (белый цвет).
Виды эмали
Что касается внешнего вида, эмаль можно разделить на две большие группы:
- Сквозные (прозрачные эмали)
- Опаковые (глухие эмали)
Прозрачная ювелирная эмаль не имеет никакого цвета, благодаря чему, в основном, используется в украшениях из драгоценных металлов. Секрет усиления блеска и защиты от механических повреждений золота, серебра и платины заключается именно в прозрачной эмали, которая наносится на эти драгоценные металлы.
Глухая эмаль является непрозрачной, имея множество насыщенных и ярких цветов. Из-за того, что при обжиге эмали медь и похожие металлы покрываются оксидной пленкой и темнеют, в таки х случаях используют именно глухую эмаль. Цветная эмаль предотвращает коррозию металла и его окисление и, конечно же, придает оригинальный дизайн ювелирному изделию.
Нанесение
Самой популярной техникой нанесения ювелирной эмали на металл является нанесение порошка эмали на поверхность. После чего все это обжигается в печи, при температуре 750-900 градусов. В связи с чем эмаль плавится и покрывает поверхность металла достаточно прочно. При такой технике нанесения главной проблемой является правильная подборка типа эмали и металла-основы.
К примеру, во избежание деформации изделия и его коробления при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть гораздо больше температуры плавления эмали.
Еще стоит заметить, что благодаря свойству веществ расширяться и сжиматься, металл и эмаль должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.
Перегородчатая эмаль является не менее известной техникой. Она считается самой древней и использовалась еще в Египте и Древнем Риме. Тонкая проволока (либо плоские перегородки) напаивается по контуру рисунка, порошок нужного цвета засыпается в получившиеся ячейки, далее изделие обжигается в печи и позже шлифуется поверхность украшения.
Существует еще выемчатая техника, основанная на вырезании узора на поверхности металла. В сделанные выемки закладывается порошок эмали и сплавляется аналогичным к предыдущему способом.
В настоящее время бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже серебряных и золотых украшений. Яркими красками эмали даже стали украшать обручальные кольца, что смотрится довольно оригинально. Сочетание разных техник нанесения эмали дает множество возможностей мастерам для того, чтобы превращать в жизнь все свои ювелирные идеи.
Наш сайт: https://juvelirnyj-lombard.ru