Найти в Дзене

Что для англичанина утопия, то для русского — свет

Сто лет назад в стране приняли уникальный по дерзости план. Чем вызвали уважение у капиталистов

В декабре Россия застенчиво, как бы боясь кого-то, отметила 100-летие знаменитого плана ГОЭЛРО. Но событие это имеет непреходящее значение в истории не только нашего Отечества, но и всего мира. Вспомним о нем.

В начале 1920 года, в разгар Гражданской войны руководитель страны В. И. Ленин поручает вице-президенту Академии наук Г. М. Кржижановскому возглавить государственную комиссию по разработке плана электрификации России. К концу года задание под названием «План ГОЭЛРО» было выполнено и утверждено правительством, а 22 декабря 1920 года его одобрил VIII Всероссийский съезд Советов, то есть парламент. План стал программой возрождения и поступательного развития России. Состоял он из шести глав: электрификация и план государственного хозяйства; электрификация и топливоснабжение; электрификация и водная энергия; электрификация и сельское хозяйство; электрификация и транспорт; электрификация и промышленность.

Авторы плана предложили сформировать в стране восемь экономических районов: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский и Туркестанский. Теперь их, в несколько измененном виде, именуют федеральными округами. В рамках этих районов за 10 — 15 лет намечалось построить 30 электростанций — 10 ГЭС и 20 ТЭС — общей мощностью 1,75 млн киловатт. На основе электрификации планировалось полномасштабное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства страны: железных дорог, транспортных средств, угольных шахт, торфяных и нефтяных разработок, машиностроения, строительных трестов. План был до дерзости смелым и спасительным. Оппонентам и врагам советской власти инициатива вождя казалась иллюзорной и заведомо неосуществимой. В злобе своей они даже прозвали ее «планом электрификции», а самого Ленина — «кремлевским мечтателем». Посетивший тогда Россию писатель-фантаст Герберт Уэллс после встречи с вождем опубликовал очерк «Россия во мгле», где есть такие строки: «Дело в том, что Ленин, который как подлинный марксист отвергает всех утопистов, в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации… Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии».

Совсем другого мнения о ГОЭЛРО было подавляющее большинство советских граждан. Измученные Первой мировой и Гражданской войнами, страшной разрухой и хаосом, они жаждали нормальной жизни. Цели вождя им были настолько близкими, что энтузиазму и трудовому порыву людей не было границ. Всюду царила атмосфера небывалого оптимизма, самоотверженности, мужественного пренебрежения тяготами жизни. Итог превзошел ожидания не только советского народа, но и множившихся в мире друзей нашей страны. Вот лишь некоторые ее достижения: в 1935 году по сравнению с 1913-м ВВП вырос в 5,8 раза. Мощность электростанций увеличилась с 0,2 до 4,1 млн киловатт, выработка электричества — с 2 до 28,3 млрд кВт.ч. Добыча угля — с 29,1 до 109,8 млн тонн, выплавка стали — с 4,3 до 12,6 млн тонн.

Самый же важный результат прорывов в экономике и культуре СССР накануне Великой Отечественной войны заключался в том, что индустриальная мощь страны позволила колоссально укрепить обороноспособность, создать новые виды современного оружия и предприятия по их изготовлению. Думается, если бы не было всего этого, гитлеровцы прошлись бы по нашим землям так же победно, как промаршировали по Франции, Польше и другим государствам Европы. При этом русская речь сегодня была бы под таким же садистским запретом, как ныне на Украине и в Прибалтике. Вот что означал для нас «План ГОЭЛРО», возродивший державу из хаоса и пепла и спасший ее от немецко-японской оккупации. Развитие энергетики и других сфер экономики в стране стимулировало не только рост ВВП, но также и расцвет культуры, просвещения, науки, техники, технологий. Сама же отрасль энергетики выросла до уровня самой современной и надежной в мире.

К несчастью, прогресс этот приостановился после 1991 года, когда единая государственная энергосистема была расчленена на никем толком не координируемое скопище энергоконтор во главе с блатными и полуграмотными — более точных слов не подобрать — «начальниками». Слава богу, к исходу прошедшего века Ельцин добровольно ушел на пенсию, оставив на своем посту В. В. Путина. С его приходом началась рихтовка внутриполитических неурядиц и наладка разрушенного, разграбленного и сильно разбалансированного народного хозяйства страны. Первые десять лет ушли на подавление терроризма в Чечне, Ингушетии и Дагестане, а также на дистанцирование от власти своры вылупившихся из криминала олигархов. Все второе десятилетие боролись с «парадом суверенитетов» и самостийностью региональных президентов, выруливая из деструктивных «реформ» времен Ельцина. С третьего десятилетия началась, будем надеяться, созидательная деятельность власти и общества. Удалось восстановить обороноспособность страны, ликвидировать массовую безработицу, добиться устойчивых выплат зарплат бюджетникам, пенсий и пособий, принять через плебисцит важнейшие поправки в Конституцию РФ.

На этом фоне предложенная Путиным программа нацпроектов вначале напоминала тот самый «План ГОЭЛРО». Инициативы президента тоже масштабны.

Парадигмы Ленина и Путина, при общности исторических целей, отличаются друг от друга двумя важными обстоятельствами. Во-первых, «План ГОЭЛРО» осуществлялся в разгар Гражданской войны, после тотальной разрухи в стране. Нацпроекты же реализуются в условиях умиротворенности российского общества — после «смуты» 90-х годов, при достаточно удовлетворительном состоянии народного хозяйства. Тем не менее, по мнению ряда экспертов они дают пробуксовку, а некоторые не выполняются. Винят в этом правительство, где, похоже, не все настроены на прорывные действия. Не следует также забывать и о пандемии.

К сказанному следует добавить, что синхронно с державными достижениями стараются развиваться и регионы страны. Не исключение и Башкортостан. Здесь в последние годы, особенно с приходом Р. Ф. Хабирова, заметно растут инвестиционные потоки, а через них множатся производственные объекты, рождаются новые жилые кварталы, современные больницы и поликлиники, детсады и школы, спортивные сооружения, сети хороших дорог. Все это заметно оживляет экономику и культуру, зримо улучшает условия жизни и быт жителей республики.

100-летие ГОЭЛРО — хороший урок. Не следует забывать, что тогда к нам стали с уважением относиться самые заклятые враги. Капиталисты установили дружеские отношения с нашими «красными» менеджерами, поставляли нам машины и оборудование. Все санкции были отменены. Наш рывок сделал свое дело. С сильными считаются.

Павловская ГЭС.
Павловская ГЭС.

Первая турбина Волховстроя (1923 г.)
Первая турбина Волховстроя (1923 г.)

Автор: Шамиль АБДУРАШИТОВ, генеральный директор «Башкирэнерго» (1971 — 1988 г.г), заслуженный энергетик Башкирии

«Республика Башкортостан» №8 | 22.01.21

  • Интересно ваше мнение. Напишите комментарий
  • Друзья, оцените если вам полезна наша статья 👍
  • Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации