Те, кто читал или смотрел «Алису в Зазеркалье», помнят фразу королевы: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». К сожалению или к счастью, но наша жизнь устроена именно так: нужно быть активным не только для того, чтобы двигаться вперёд, но и для того, чтобы не отстать и деградировать.
Мы все мечтаем о спокойном отдыхе на берегу моря, на лужайке под солнышком или у тёплого камина с любимым коктейлем или чашечкой кофе в руках, но чтобы это заслужить, нужно работать, причём работать качественно. Мы уже проходили когда-то принцип: «Они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем». Теперь уже другие времена, и пассивные работники никому не интересны. Хороший работодатель требует от своего работника продуктивности, того же ждёт клиент от того, кто его обслуживает.
Приступая к работе, человек должен оставить в стороне всё, что не касается его дела, так же как, приходя домой, он снимает верхнюю одежду, меняет обувь и переодевается. Только перестав думать о своих проблемах и о посторонних вещах, можно сосредоточиться на том деле, которое выполняешь. Именно поэтому водителям запрещено разговаривать по телефону, а пассажирам не рекомендуется отвлекать их от дороги.
Если вы хотите стать эффективнее в работе, которую выполняете – не важно, это работа по найму или повседневная домашняя работа, – стоит подумать, какие вредные привычки мешают вам в этом. Возможно, подкорректировав что-то в своём поведении, удастся сделать тот самый «прорыв», который выведет вас из состояния спячки и увядания к новым вершинам.
Медлительность – это то, что существенно снижает продуктивность и одновременно сильно раздражает окружающих. Конечно, излишняя торопливость в работе тоже ни к чему, но если речь идёт об одних и тех же действиях, совершаемых изо дня в день, стоит научиться выполнять их проворнее. Можно понаблюдать за тем, как это делают другие, в том числе и при помощи интернета. В каждом деле есть свои секреты, позволяющие упростить, ускорить или автоматизировать работу. Да, вначале придётся потратить лишнее время, можно допустить ошибки, но лучше пройти через это и работать проворнее.
Работу нужно выполнять, как только она возникла. Ждать подходящего времени можно до бесконечности. Не откладывайте на потом то, что в состоянии сделать в данный момент.
На скорость работы влияет излишняя мечтательность. Нужно научиться отбрасывать лишние мысли, отвлекающие от дела.
Очень сильно мешает в любой работе излишний перфекционизм – стремление сделать всё идеально. Это качество хорошо на экзамене или собеседовании, но в повседневной работе будет отнимать много времени.
Отвлекающие факторы. Телевизор, компьютер или другое устройство, из которого доносится музыка или демонстрируется видео, конечно, приятно скрашивает самую скучную работу, но однозначно сказывается на эффективности работы. Сюда же относится и болтовня между работающими, если это не относится к делу, и просмотр в интернете лишней информации.
Отсутствие распорядка также снижает продуктивность, поскольку мешает сосредоточиться на том деле, которое выполняется в данный момент. Чтобы эффективно работать, нужно вначале представить себе всю работу, составить план, продумать какие пункты будут выполняться, в какой последовательности и сколько времени они займут. Тратить слишком много времени на планирование – тоже не лучшая стратегия. Достаточно вначале наметить основные детали, а затем корректировать план по мере выполнения работы. В этой ситуации желательно иметь ежедневник, в котором расписываются все действия – тогда меньше шансов раз за разом сталкиваться с метаниями от одного дела к другому.
Среди нас мало «Юлиев Цезарей», способных одновременно выполнять несколько вещей. Поэтому в каждый отрезок времени нужно сосредоточиться на одной задаче, закончить её, а потом приступать к следующей. Если возникает вопрос, в какой последовательности выполнять работы, то следует руководствоваться двумя принципами: более срочная работа выполняется раньше менее срочной, а работа, требующая меньше времени, выполняется раньше той, на которую времени уйдёт больше. Опираясь на эти принципы, вы увидите насколько эффективнее пойдёт дело.
Не перегружайте себя работой, если не уверены на все сто, что сможете сделать её вовремя. Боязнь не успеть негативно сказывается на трудоспособности, возрастает количество ошибок, в итоге продуктивность «сваливается» полностью, вдобавок нервное перенапряжение сказывается на здоровье. Научитесь твёрдо отказываться от того, что можете не смочь сделать, а также приучите себя выполнять взятую работу в срок.
С другой стороны, нужно развиваться и по мере наработки квалификации ставить перед собой всё новые и более сложные задачи. Нерешительность и боязнь взяться за сложное дело не позволяет двигаться вперёд.
Многие люди стараются делать всю работу самостоятельно, хотя именно разделение труда больше всего увеличивает продуктивность. Делегируя отдельные части работы другим, можно многократно ускорить выполнение задачи.
Эффективность любой работы снижается в процессе её выполнения, поэтому тратить много часов на одно и то же действие не рекомендуется. Лучше сделать перерыв, а самый продуктивный вариант – сменить на время работу на другое полезное занятие, а затем снова вернуться к предыдущей работы. Смена характера занятий помогает отдохнуть не меньше, чем пассивный отдых на диване.
И последняя рекомендация: после длительной работы нужно обязательно вознаградить себя качественным отдыхом, а лучший отдых – это любимое занятие.