Найти в Дзене
Созидающий мир/Ai

Русские портреты «Соломенная голова»

По материалам издания Великого Князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий»
«Цель будет достигнута если издание даст значительное число портретов русских людей второй половины XVIII и начала XIX столетий и, если этим путем издателю удастся сохранить навсегда изображения, оригиналы которых быть-может; погибнут затем от времени и неблагоприятных условий хранения или бесследно
По материалам издания Великого Князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий»
«Цель будет достигнута если издание даст значительное число портретов русских людей второй половины XVIII и начала XIX столетий и, если этим путем издателю удастся сохранить навсегда изображения, оригиналы которых быть-может; погибнут затем от времени и неблагоприятных условий хранения или бесследно исчезнут, как это часто случается в составе целых обширных ценных фамильных собраний». (Великий Князь Николай Михайлович, СПБ. 14 Ноября 1904 г.)
Через 13 лет в России произошла Великая Октябрьская революция. Многие работы, показанные в этом издании, были утрачены.
Фотографии с подлинного издания 1905 года

С портрета, находящегося в Архиве Мин. Иностранных дел, в Москве
С портрета, находящегося в Архиве Мин. Иностранных дел, в Москве

Граф ИВАН АНДРЕЕВИЧ ОСТЕРМАН, 1725 —1811 , сын знаменитого дипломата графа Андрея Ивановича от брака с Марфой Ивановной Стрешневой, родился 25 Апреля 1725 г.; в царствование Императрицы Анны был гвардии капитаном, с воцарением же Елизаветы Петровны, после ссылки отца в Сибирь, переведен в армию, затем отпущен за границу и в 1757 г. причислен к посольству в Париже ; в 1760 г., в чине бригадира, назначен посланником в Швецию. Его «обстоятельные и красноречивые донесения» отсюда обратили на себя внимание, и он получил ряд наград от Екатерины II «за патриотическое усердие, искусство и прозорливость». В чине тайного советника, награжденный в 1772 г. орд. св. Александра Невского, 1 Августа 1774 г., по отозвании из Стокгольма, назначен членом Коллегии Иностранных дел, a 2 Апреля 1775 г. пожалован званием вице-канцлера; вскоре он сделан сенатором, действ. тайн. советником, получил в 1782 г. Владимира 1-й ст. и в 1784 г.— св. Андрея. После смерти гр. Панина, в течение 14 лет он первенствовал в Коллегии, но был только номинально руководителем русской политики, так как кабинет - секретарь Императрицы Безбородко фактически забрал в свои руки все управление иностранными делами, с ведома Государыни, высоко ценившей его выдающаяся способности. Остерману оставлено было представительство и наружный почёт, чем он и довольствовался до самого воцарения Императора Павла, пожаловавшего его в канцлеры. После этого, как говорит Безбородко, Остерман сделал попытку «играть первую роль, и тут вышли недоразумения, которые невинным образом старику не в лучшее обратились»; 21 Апреля 1797 г., «по причине болезненных припадков», он был уволен от должности и удалился в Москву—складочное место опальных вельмож старого века, типичнейшим представителем которого был он сам. Высокий и худой, важный на вид, в старинном костюме Екатерининского времени, Остерман пользовался за свою прямоту и честность всеобщим уважением в Москве и удостаивался посещений Императора Александра I. Умер 18 Апреля 1811 года; был женат на Александре Ивановне Талызиной (р. 1745 ум. 17 Февр. 1795 г.), детей не имел.

Великолепный на дипломатических приемах, Остерман не был способен к самостоятельной деятельности, и когда пробовал противодействовать Безбородко — «беда была», как пишет последний, ибо, «когда за руль брался — худо правил». Иностранные дипломаты не щадят в своих донесениях Остермана — «личность совершено ничтожную», «автомата», «homme de paille» (соломенный человек – франц.) «tete de paille» (соломенная голова – франц.). Небеспристрастные, быть-может, отзывы иностранцев находят себе подтверждение в том, что того же мнения об Остермане, по свидетельству Храповицкого, была и сама Екатерина II.