Представьте себя на месте чиновника, который отвечает за дороги в регионе. И у вас есть проблемный участок - это связь между городом A и B. Есть две дороги - верхняя и нижняя. На первом участке верхней дороги есть ограничение скорости, на максимальной допустимой скорости этот участок можно проехать за 2 часа, после этого идет участок без ограничения скорости, но зато там бывают пробки, на нижнем участке все с точностью до наоборот.
Каждое утро из города A в город B едет одно и тоже количество людей. Каждый человек сам выбирает где ему ехать, он может поехать по верхней дороге и тогда его путь займет 3+y часа, где y - доля людей, которые выбрали верхнюю дорогу, для нижней дороги путь займет 3+x часа, где x - доля людей, которые выбрали нижнюю дорогу (например, если вся люди выбрали верхнюю дорогу, то путь по ней займет 4 часа, а по нижней - 2 часа).
Люди имеют доступ в интернет, а поэтому знают о загруженности дорог, выбирая наиболее свободную. Несложно понять, что тогда люди будут затрачивать на дорогу 3,5 часа. (Человек выбирает менее загруженную дорогу, на ней меньше половины, а тогда время 3+x, где x-меньше 0,5)
И тут к вам приходит помощник, который придумал план: соединить мостом участки, где происходит смена скоростного режима, причем, время пересечения моста занимает всего несколько секунд.
И тут перед вами стоит выбор, строить его или нет. Какое решение вы примите? (после картинки ответ)
Давайте теперь вернемся на место обычного человека. Если дорогу построят, то как нам лучше всего ехать? Самый хороший маршрут, который мы только можем себе представить: поехать по нижней дороге до моста, свернуть на верхнюю дорогу и уже по ней приехать в город. B. Этот маршрут займет 2+x+y часа, звучит лучше, чем 3+x или 3+y, учитывая, что x и y - это доли. Но если все выберут этот маршрут, а все его и выберут, так как он оптимальный, то из-за пробок время поездки займет 4 часа!!! Мы построили дорогу, а среднее время в пути увеличилось!!!
Описаная ситуация является парадоксом Браеса.