Найти тему
Владимир Гаранкин

ТРЕВОР БОЛДЕР – ПЯТАЯ БАС-ГИТАРА URIAH HEEP

Всего-то 62... Фото из открытых источников в Интернете
Всего-то 62... Фото из открытых источников в Интернете

Все-таки есть что-то предосудительное и зловещее в цифре 13. Не только для меня. Вспоминаю 2013 год. Только за неполные три месяца не стало Клайва Бёрра, Тони Бэнкса, Элвина Ли, Рэя Манзарека… Я не пишу названия групп, в которых играли эти музыканты. Они и так хорошо известны всем поклонникам классического рока. И до пандемии (просто чудовищный 2020-й!) было еще далеко.

В URIAH HEEP бас-гитаристы менялись часто, но все они были настоящими профи. Первым басистом и одновременно одним из ее основателей был Пол Ньютон, с которым группа записала свои первые три альбома (...Very 'Eavy …Very 'Umble, Salisbury и Look at Yourself). На стыке 1971–1972 годов его сменил Марк Кларк, но он пробыл в группе совсем недолго, и сейчас его вспоминают разве что как соавтора Кена Хенсли по песне The Wizard, открывавшей альбом Demons and Wizards, на котором уже играл Гэри Тэйн. Тэйна считают самым ярким басистом URIAH HEEP (с ним были записаны четыре студийных альбома: Demons and Wizards, The Magician's Birthday, Sweet Freedom и Wonderworld), а тот состав первой половины семидесятых называют классическим. На смену Гэри, который умер в возрасте 27 лет вскоре после ухода из группы, пришел Джон Уэттон (еще один музыкант, которого нет с нами). Он участвовал в записи двух студийных альбомов (Return to Fantasy и High and Mighty), а в 1976 году уступил свое место Тревору Болдеру.

До URIAH HEEP имя Болдера было известно в основном поклонникам творчества Дэвида Боуи, но приход в легендарную группу, бесспорно, расширил горизонты популярности бас-гитариста.

С Дэвидом Боуи. Фото из открытых источников в Интернете
С Дэвидом Боуи. Фото из открытых источников в Интернете

Болдер попал в коллектив через своего знакомого – Вуди Вудмэнси, имевшего контракт со звукозаписывающей фирмой Bronze Records, на которой записывались и URIAH HEEP. Вуди сообщил Тревору о том, что URIAH HEEP ищут басиста. Тот позвонил Хенсли, договорились о встрече. В качестве экзамена Кен выбрал July Morning и Easy Livin'. Болдер купил пластинки, порепетировал и через несколько дней пришел на прослушивание. В нагрузку к этим песням добавилось блюзовое попурри. Хенсли обещал сообщить о решении на следующей неделе, но Болдера такой вариант не устроил. У него были планы создать собственную группу у себя в Халле, и поэтому он попросил дать ему ответ сразу. Ответ был дан, разумеется, положительный.

В то время URIAH HEEP искали еще и вокалиста на места уволенного из группы Дэвида Байрона. Тревор вспоминает, что буквально за неделю до его прихода на прослушивание приходил Дэвид Ковердэйл, но что-то не срослось, и в итоге на вакантное место взяли Джона Лоутона.

По словам Болдера, Кен Хенсли в общении и работе был непростым человеком при всем своем многогранном таланте, а в дуэте с Ли Керслэйком ему работалось проще, чем с Крисом Слэйдом, хотя оба, вне всякого сомнения, относятся к топовым музыкантам. Крис брал техникой, а Ли уповал на силу и мощь, что особенно важно в рок-музыке. Вместе с тем Слэйду ничто не помешало стать весьма успешным в AC/DC, и это признает сам Болдер, объясняя такой результат перерождением Криса в стопроцентного хард-рокового музыканта. От себя добавлю, что очень удивился, узнав о переходе ударника, долгое время работавшего с Манфредом Манном и записавшего студийный альбом Conquest с URIAH HEEP, в ряды хард-рокеров из Австралии. С одной стороны, можно порадоваться за человека, который открыл в себе новые возможности, с другой – все-таки признаться в том, что AC/DC играют немного проще.

Так выглядел состав URIAH HEEP в 1976–1979 годах. На переднем плане: Джон Лоутон – вокал,  Тревор Болдер – бас-гитара; на заднем плане: Мик Бокс – соло-гитара, Кен Хенсли – клавишные, акустическая гитара; в центре: Ли Керслэйк – ударные. Фото из открытых источников в Интернете
Так выглядел состав URIAH HEEP в 1976–1979 годах. На переднем плане: Джон Лоутон – вокал, Тревор Болдер – бас-гитара; на заднем плане: Мик Бокс – соло-гитара, Кен Хенсли – клавишные, акустическая гитара; в центре: Ли Керслэйк – ударные. Фото из открытых источников в Интернете

Естественно, что для меня Тревор Болдер – музыкант, с которым записывались несколько необычный для URIAH HEEP, нежный и романтичный Firefly, агрессивный, неожиданный в своей разносторонности и продуманный до мелочей Sea of Light (на мой взгляд, лучший студийный альбом группы за последние 40 лет), а не однообразные и безликие Wake the Sleeper и Into the Wild – первые два альбома, которые создавались уже без Ли Керслэйка, и это чувствуется. В общем и целом Болдер отыграл в группе 35 лет, с 1976 по 2013 год, с небольшим перерывом в 1981–1983 годах, когда он был басистом WISHBONE ASH.

Тревор крайне редко писал песни для URIAH HEEP, но музыкантом он был великолепным. И еще меня подкупала его манера поведения на сцене: он держался очень скромно для музыканта такой великой группы, как бы оставаясь в тени своих коллег. Похоже, что и в жизни Тревор Болдер был таким же тихим и спокойным. Люди, знавшие его, отзываются о нем с искренней теплотой, говорят о Треворе как о хорошем семьянине, простодушном человеке и большом любителе футбола, страстно поддерживавшим команду «Халл Сити» из своего родного города.

Тот самый, дебютный альбом для Тревора Болдера в составе URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
Тот самый, дебютный альбом для Тревора Болдера в составе URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете

Как же скоротечно время! Прекрасно помню, как мне в руки попал Firefly – первый альбом с его участием, записанный в октябре – ноябре 1976 года и вышедший в феврале следующего. Я только что вернулся из армии и долго рассматривал наброски портретов музыкантов на развороте альбома: неповторимого клавишника Кена Хенсли с едва заметной улыбкой на лице, вечно усатого гитариста Мика Бокса, стоявшего у истоков URIAH HEEP, лукавого ударника Ли Керслэйка с аккуратной бородкой и новых участников группы – задумчивого вокалиста Джона Лоутона с необычно короткими для рок-музыканта вьющимися волосами и басиста Тревора Болдера с грустным лицом, двумя каскадами длинных прямых волос, как у девушки, и модным в то время пробором посередине. Чисто внешне он не менялся много лет, разве что волосы, когда-то бывшие черными, как смоль, стали пшеничного цвета.

Как-то раз на Горбушке я купил у своего знакомого, также большого поклонника URIAH HEEP, фирменную футболку с лицами музыкантов с того самого альбома Firefly. В те времена она была настоящим дефицитом.

Смотрю на его последние фотографии и с трудом узнаю Болдера. Видно, что человек тяжело болен. Неутешительный диагноз Тревору поставили за четыре года до смерти, сделали операцию, и он надеялся выкарабкаться. У группы были расписаны гастроли на 2013 год – год сорокалетия выхода альбома Sweet Freedom, к которому, отмечу справедливости ради, прямое отношение из коллектива в его нынешнем составе имеет только Мик Бокс. В мае 2013 года, когда я был в Минске, постоянно встречались афиши о предстоящем концерте в городе URIAH HEEP.

1987 год. Состав, который сохранялся в течение 20 лет. Слева направо: Ли Керслэйк (ударные), Берни Шоу (вокал), Фил Лэнзон (клавишные), Мик Бокс (соло-гитара), Тревор Болдер (бас-гитара). Фото из открытых источников в Интернете
1987 год. Состав, который сохранялся в течение 20 лет. Слева направо: Ли Керслэйк (ударные), Берни Шоу (вокал), Фил Лэнзон (клавишные), Мик Бокс (соло-гитара), Тревор Болдер (бас-гитара). Фото из открытых источников в Интернете

Страшные слова: ушел из жизни. Просто потому, что уходят раз и навсегда. Безвозвратно. Так устроен мир. В котором мы живем. Но остается музыка. Ее слушают в наши дни, и, хочется верить, будут слушать те, кто придет позже. На виниловых пластинках, компакт-дисках или на том, что придет им на смену.

Накануне католического Рождества 2020 вышел сольный альбом Тревора Болдера под названием Sail the Rivers. Материал был практически готов еще в 2013 году, но издать диск Тревор не успел. И вот спустя несколько лет он вышел благодаря усилиям тех людей, которые входили в ближний круг музыканта. Качественный альбом, хотя, на мой скромный взгляд, все же на любителя. Но главное в том, что его издали. Хорошая память. И заслуженная.

Первый и последний сольный альбом Тревора Болдера Sail the Rivers. Фото из открытых источников в Интернете
Первый и последний сольный альбом Тревора Болдера Sail the Rivers. Фото из открытых источников в Интернете

У URIAH HEEP есть песня Between Two Worlds из альбома Sonic Origami, посвященная Гэри Тэйну и Дэвиду Байрону – музыкантам группы, которых уже не было с нами на момент его релиза в 1998 году. Тогда был жив Тревор Болдер, его напарник по ритм-секции Ли Керслэйк сидел за ударной установкой, а великий музыкант и поэт Кен Хенсли создавал свои шедевры отдельно от группы. Хочется верить, что сейчас все они занимаются своим любимым делом, только мы их не слышим, так как действительно находимся в разных мирах.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Тревор Болдер # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #