Для любителей Рюриковичей, расскажу о древнем княжеском русском роде, к наследию которого, чудесным стечением обстоятельств, можно прикоснуться и сегодня.
Барятинские - княжеский род, который ведет свою линию от самого Рюрика. Естественно, при огромном количестве потомков Рюрика первых ролей на всех не хватало - так и род этот долгое время был не очень богат и не особенно известен.
Родоначальник его - князь Александр Андреевич, был потомком Рюрика в 16 колене. Жил он в 15 веке, и получил во владение Борятинскую волость на территории современной Калужской области. Это владение выделило его потомков, дав им фамилию, позже транформированную в Барятинские. Несколько последующих веков если и могли чем то похвалиться эти князья - то только древностью своих корней.
У Александра Андреевича было три сына - и они дали начало трем ветвям князей Барятинских. Сыновей звали: Григорий, Федор и Лев. Нас интересует ветвь, основателем которой был Григорий.
Если внимательно посмотреть на историю их рода - можно заметить, что, пребывавшие доселе в скромной тени Барятинские выдвинулись в период вокруг Смутного времени. И далее - при Романовых, главным образом, при Петре 1 они достигли высот богатства и могущества, которые и не снились их более ранним предкам.
Через одиннадцать поколений от Григория, его прямой потомок, князь Иван Иванович был одним из самых богатых помещиков Российской империи. Это в наше время состояния наживаются быстро. В былые времена их копили веками и поколениями - принимая от отцов и передавая сыновьям.
Итак, немного пройдемся по линии от Григория до Ивана Ивановича.
К сожалению - портретов у нас мало, и сведения об этих людях весьма скудные и касаются, особенно, в более древние времена их функционала, а не личностных качеств и особенностей...
Григорий
его сын Василий
его сын Иван
его сын Петр (ок. 1540 - ок. 1599 гг.) - был опричником, воеводой. Полжизни провел в войнах. Строил крепость Сургут. Отец 5 сыновей, которые показали себя яркими личностями в эпоху смуты - но при этом, по разные стороны баррикад...
его младший сын Никита (ум. в 1630) - воевода при первом Романове. Женат был на некоей княжне Афимье
его младший сын Юрий (между 1610 и 1618) - 1685 гг.) - воевода, окольничий, боярин. Видный военачальник и усмиритель восстания Степана Разина. Женат на дочери стольника и воеводы Василия Тимофеевича Грязново — Степаниде
его сын Федор (? - 1696). Служил правителям от царя Алексея Михайловича до царя Петра Алексеевича. Приближен ко двору. Воевода, голова, окольничий. Тот сын, который нас интересует, рожден от второго брака с княжной Анной Даниловной урождённой Велико - Гагиной (был такой род, вскоре угасший, княжеский, который тоже вел происхождение от Рюриковичей).
Его сын Иван (1689 - 1738 гг.) поднялся на военной службе при Петре 1. Продвинулся при Екатерине 1. Но максимально его оценила Анна Иоанновна, чье воцарение он поддержал. Пи ней он быстро стал сенатором, генерал - лейтенантом, московским генерал - губернатором и правителем Малороссии. Вот, что значит поставить на правильную лошадку!) Интересующий нас сын родился во втором браке, от жены, графини Натальи Гавриловны Головкиной, дочери канцлера Г.И. Головкина.
его сын Сергей (ум. 1746), гвардейский поручик, был женат на Мавре Афанасьевне, из баронского дворянского рода Соловьевых, который стал и дворянским и баронским при Петре 1 и Екатерине 1, а до этого был обычным посадским, без особых жизненных претензий, из Архангельска...
его сын Иван (1740 - 1811 гг.) был российским дипломатом при Екатерине 2. 12 лет был посланником в Париже. Вообще, ключевое в его личности и карьере: "продолжал верно служить", не смотря ни на какие зигзаги судьбы.
Его супругой стала, по инициативе Екатерины 2, одна из самых богатых невест империи: принцесса Екатерина Голштейн-Бекская (1750 -1811 гг.)
Невеста принесла мужу богатое приданое - в том числе курские поместья, о которых речь пойдет делее. Однако брак был очень несчастливым. Екатерина относилась к супругу свысока, всячески подчеркивая, что ее происхождение выше. Кроме того, она была очень красива и всегда окружена многими поклонниками - замужество ничего в этом не изменило. Она изменяла мужу постоянно, а он, со своей стороны, тоже не отличался верностью. В итоге они стали жить раздельно.
Пару слов скажу о ее родителях - ибо это любопытно:
отец Екатерины - герцог Петер Август Фридрих Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Бекский (1696 - 1775гг),
По совместительству он был российским генерал - фельдмаршалом, и Екатерина была его дочерью от брака с графиней Натальей Николаевной Головиной. Но мы с вами его уже видели в одной родословной - вот здесь:
Портреты предков Николая II по материнской линии.
Именно эта, живущая в хроническом неприятии друг друга пара, и была родителями героя нашего повествования с заглавного портрета -
князя Ивана Ивановича Барятинского (1767 - 1825 гг.)
вот портрет этого красавца в молодости:
Иван Иванович унаследовал огромное богатство от своих родителей. Он много времени жил за границей, был поклонником английской культуры, и был дважды женат. Обе жены звались Мариями. Оба брака были счастливыми.
Первая жена - была англичанкой, дочерью лорда Шерборна Фрэнсис Мэри Даттон (1777-1807). Она умерла при родах, произведя на свет дочь, которая всю жизнь отличалась очень слабым здоровьем.
Вторая жена - дочь прусского дипломата княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая графиня Мария фон Келлер (1792 - 1858 гг.). можно заметить, что она была намного моложе супруга. В этом браке у князя было 7 детей.
Родовое гнездо Иван Иванович свил в своих курских владениях, основав там поместье Марьино, названное в честь своих жен.
Далее привожу мой рассказ о посещении этого поместья (чего и вам желаю).
Побывала я в описываемых местах аж в далеком 2008 году. Не думаю, однако же, что за прошедшее время все там кардинально изменилась, так что уж и сам рассказ, и фотографии к нему устарели...
Началось все случайно.
Возвращаясь в поезде из командировки - развлекали с попутчицей в полупустом купе друг друга рассказами на тему - кто где был и что видел. От нее-то впервые и услышала я это слово - Марьино, и так своим восторгом она меня заразила, что при первой же возможности, получив короткий отпуск - я поехала лично на это волшебной красоты место посмотреть...
Сделать это, прямо скажу - тогда не очень просто было.
Располагается Марьино в поселке, под маленьким городом Рыльск, Курской области. И вот - не было там нигде гостиницы! Или в самом Марьино остановиться - или никак! А цены, скажу я вам, совершенно были недемократические, что напрочь данный вариант для меня перечеркивало.
Поразмыслив над ситуацией - нашла я в интернете телефон какого-то местного учебного заведения и прямо туда позвонила. И первой же поднявшей трубку женщине себя в гости на ближайшие несколько дней предложила. За вполне разумную оплату. Женщина, к слову, немало удивилась - но не отказала, и сообщив, как сподручнее к ним от Москвы добраться - обещала ждать.
И вот - уж не помню, какими путями - на поезде, затем, на автобусе, добралась я до славного города Рыльска, в предвкушении необычного отдыха.
Тем временем - меня не ждали. Как-то так, помнится, по объяснениям, внезапно в доме начался ремонт - и никак незнакомого человека там принять не могли. Но - отвели к подруге, которая большими площадями располагала, и поселилась я в старинном двухэтажном особняке, в цокольном, т.е. полуподвальном этаже. Хозяева занимали следующий этаж, и пути наши - ни капельки не пересекались.
Город Рыльск, по давности описываемых событий, вспоминается двумя вещами:
- застройкой своей, на 99,99%, как показалось - дореволюционной, причем в хорошем состоянии сохраняемой, потому как вариантов у местных жителей нет и не предвидится, так что к вопросу они подходят осознанно...Некоторые особняки еще с 17 века стоят и царя Петра помнят.
- рекой Сейм, через город протекающей и открывающей виды на окрестные холмы... Небольшая река - но красивая...
На следующий день, решила я в Марьино отправиться - и, уж не помню по какой причине - ехала туда на такси, мимо полей, лугов и окрестных деревень.
Здесь несколько слов скажу - что это за место и что такое Марьино, к которому я так стремилась.
Земли эти - рядом с Украиной расположены, что в принципе, сильно в местном говоре дает себя знать. В стародавние времена принадлежали они славному гетману Мазепе, который, как человек простой, несколько сел в честь самого себя назвал - так они и по сегодняшний день и называются: Ивановка, Степановка и Мазеповка (Иваном Степановичем гетман был).
К слову сказать - из всех вельмож, которым земли эти принадлежали - именно Мазепу до сих пор местные жители помнят, не в последнюю очередь, благодаря названиям сел - и говорят о нем охотно и так, что кажется, до сих пор еще жив Иван Степанович, и при оказии запросто к нему заехать повидаться можно...
Так вот - как помним из истории, во время Полтавского сражения, гетман перешел на сторону шведов. Шведы - как помним из той же истории - битву с треском проиграли. Соразмерно результату - и земли эти от Мазепы Петром Первым были отчуждены, и наоборот - верному Александру Меньшикову подарены.
После опалы последнего - хозяева менялись несколько раз, пока примерно в середине 18 века (в 1767 году), не попали как приданое во владения князей Барятинских - и вплоть до революции 1917 года, так в их владении и оставались...
Еще Мазепа, из нескольких сел, для расположения господского дома избрал Ивановку.
Здесь при нем была основана усадьба и возведены каменные постройки. Вроде бы что-то и до наших времен сохранилось-но я не видела.
В 1811 году - через 100 лет, после Мазепы - строения эти, пришли в упадок и не соответствовали вкусам, получившего в том году в наследство курские земли князя Ивана Ивановича Барятинского.
Князь был человеком чрезвычайно богатым (более 35 000 душ крепостных, более 100 тысяч десятин земли) и максимально приближенным ко двору. Некоторое время он находился на дипломатической службе в Европе и вернулся в Россию, ненадолго, после смерти родителей. Совершеннейшем англичанином, по воспоминаниям современников.
Этого ненадолго, при его деньгах и связях вполне хватило на то, чтобы поставить в курских владениях дворец и усадьбу, в лучших традициях садово-паркового искусства того времени, и ничем столичным образцам не уступающих.
Усадьба Марьино была построена к 1820-му году, по проекту курского архитектора К.И. Гофмана, созданного в 1811 году (мы помним - в 1812-м была большая война, но планов князя она не изменила).
Комплекс включает в себя Дворец в три этажа, с одноэтажными флигелями по бокам, пруд, и два парка - один во французском, другой - в английском стилях.
Деревья привозились из разных мест и специально высаживались так, чтобы придать месту вид романтический и необычный. Они сохранились: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников.
Французский парк - регулярный - с аккуратными аллеями, стрижеными деревьями, примыкает ко дворцу. Он вполне хорошо поддерживается.
Английский - находится за прудом. Он напоминает ухоженный лес. Там стоят кормушки и к ним выходят ручные олени.
Вся огромная территория окружена глухим забором. Олени, козы, куропатки и соловьи были запущены в парк еще при князе - строителе...Сейчас эта традиция поддерживается по возможностям.
Пруд имеет 2 острова. На одном - в романтических настроениях того времени была устроена ротонда со статуей Венеры внутри, на другом - кирха, ибо вторая Мария - жена князя уже в период строительства, была лютеранкой.
Островки предполагали уединенность и создание у посетителя соответствующего настроя - лирического или возвышенно - религиозного.
Во времена князя была устроена специальная флотилия, которая курсировала по пруду, развлекая гостей и жильцов.
В настоящее время он больше знаменит огромными рыбинами, живущими на дне. Голова какого-то рыбного существа, выловленного в период последней чистки пруда украшает вход во дворец. Она огромна - и не верится, что такой монстр мог обитать на дне в общем-то не такого и большого водоема...
Пруд имеет каналы, которые и сейчас пересекаются несколькими сохранившимися живописными мостиками, через которые можно попасть на его противоположную сторону. К оленям в гости.
Первоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу, по имени первой и второй жен И. И. Барятинского.
Сам князь руководил строительством живя за границами, исключительно по переписке. Там он изучал разные передовые технологии и пересылал их инструкциями в поместье.
Вообще - надо сказать - дворец строился руками местных крепостных. Все необходимое создавалось на месте даже кирпичи. Они помечены клеймами местной мастерской.
Внутри сохранились интерьеры - и ради них одних стоило сюда приехать.
Паркеты - из драгоценных пород дерева, двери и окна тоже из благородных материалов, люстры - из старинного хрусталя, и удивительно тонкая и пышная лепнина.
Никогда не была ее поклонницей, пока в Марьино не увидела как именно она должна выглядеть.
Сохранилась она отлично благодаря одной хитрости. Весь дом под штукатуркой обернут верблюжьей шерстью. Которая абсорбирует влагу и создает условия для сохранения дивных тонких узоров. В период строительства сюда гнали целые караваны шерсти из Средней Азии.
Было устроено много развлечений: оранжереи, зверинец, театр... (звучит не очень, рядом со зверинцем...) Театр, естественно, крепостной, был одним из лучших в губернии. Одних музыкантов в его составе было около пяти десятков...
В усадьбе велось передовое хозяйство.
Из сотен крепостных были созданы группы, прошедшие учебу у столичных мастеров. Поэтому Марьино уже через несколько лет превратилось в своеобразный центр губернии, где каждый, кому нужно было заказать экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои комнаты ценными деревьями и кому нужно было приобрести теленка или барана возвышенной породы, ехал в Ивановское с уверенностью найти там желаемое.
Баран возвышенной породы - согласитесь, убедительно...
Так же в поместье были устроены суконная фабрика, кирпичный, известковый, ромово-сахарный заводы, для устройства которых были выписаны иностранные специалисты.
Славилось Марьино не только развлечениями и архитектурой, но и коллекциями и интерьерами. Мебель здесь была шикарная, и вся делалась на месте. В.А. Инсарский, бывший управляющий имением, писал: «Я не помню числа комнат в этом дворце, но помню, что они считались сотнями. В этих комнатах сосредоточено было все, что страшное богатство, соединив со вкусом, могло придумать, начиная с оригинальных произведений знаменитых мастеров живописи и скульптуры».
Сейчас, к сожалению, остались одни легенды о внутреннем убранства дворца, ибо в разные концы Советской России, в музеи, в 20-е годы было отправлено больше 20 (!) эшелонов с содержимым дворцовых залов. Князь создавал родовое гнездо и не скупился. Кроме того, именно его наследникам и принадлежала усадьба до самой революции - не переходя в другие руки, как это часто бывало в те времена с иными дворянскими гнездами, и наследники также активно пополняли родовые богатства...
Князь Иван Иванович Барятинский умер 13 июня 1825 года и был похоронен в фамильном склепе церкви Покровской села Ивановского.В 1930-е годы по приказу «всесоюзного старосты» М. И. Калинина, который отдыхал на тот момент в Ивановском, эта церковь была разрушена, и на её месте построена школа. Склеп князей Барятинских под этой церковью переоборудован в школьную котельную и склад угля, при этом фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц.
Вторым владельцем Марьино стал его старший сын Александр Иванович Барятинский (1815-1879), будущий главнокомандующий Кавказской армией, генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа.
Дворец также известен тем, что здесь некоторое время гостил имам Шамиль. Дело в том, что Александр Иванович - как раз и руководил штурмом аула Гуниб и взял в плен прославленного горца. В честь этого события, позже, напротив дворца, на противоположной стороне пруда, был поставлен бронзовый памятник орлу. У птицы, хищной по виду, очень символично выдраны когти.
В 1850 году Александр Иванович Барятинский отказался от своих наследственных прав в пользу брата генерал-адъютанта и обер-шталмейстера двора князя Владимира Ивановича Барятинского (1817-1875). При котором строительство было продолжено.
В 1860 г. в усадьбе была достроена церковь в византийском стиле
В 1869-0-х гг., дворец был видоизменен архитектором Карлом Шольцем в стиле неоклассицизма по проекту петербургского архитектора И. А. Монигетти.
В художественном оформлении интерьеров участвовал академик А. Ф. Бруни. Свой окончательный вид интерьер Марьинского дворца получил в именно тогда - в 1870-х годах.
В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт.
Все эти преобразования вовсе не означают, что князья Барятинские жили в Марьино. Они предпочитали столицу и заграницу, бывая в усадьбе редко и недолго, но совершенствовать родовое гнездо не уставали...
Марьино - единственная в нашей стране старая усадьба, которая сохранилась в практически первоначальном виде (если забыть про 20 эшелонов).
Ей повезло.
В 1919-1922 годах в Марьино находился сельскохозяйственный техникум, а с декабря 1922 года в усадьбе располагается дом отдыха.В 1940 году дом отдыха ликвидировали, а во дворце открылась школа комиссаров.
Во время Великой Отечественной войны Гитлер подарил усадьбу генералу Гудериану. Через два года, при отступлении, немцы пытались взорвать дворец, но усилиями местных партизан усадьба была спасена.
После войны в Марьино находился сначала госпиталь, а затем дом отдыха для раненых летчиков.
В октябре 1952 при содействии И. В. Сталина имение князей Барятинских снова превратился в санаторий Управления делами ЦК КПСС.
В 1980 году были начаты работы по капитальному ремонту и реставрации Марьино, которые планировалось завершить в 1995. С исчезновением в 1991 году ЦК КПСС, санаторий на 220 человек оказался на балансе Медицинского центра при правительстве Российской Федерации, за которым числится и в настоящее время.
В период моего посещения там находился санаторий управления делами президента.
Внутрь я попала, прозаически - купив на входе дешевый билетик. И... гуляй целый день!
Ходить свободно можно было как по паркам, так и внутри дворца. Запомнилась мне в частности, еще удивительная комната, в которой как-то хитро была сделана акустика, так, что стоящие по углам могут шепотом друг с другом разговаривать - и отлично все слышать - а тот, кто стоит в центре - не слышит вообще ничего.
Во дворце были помечены апартаменты князя и княгини. Они тоже сдавались - и в них мог поселиться каждый (кому это по карману).
Собственно, это был 2008 год. Но, как уже говорила, для усадьбы, которая чего только не повидала на своем веку прошедшие годы не особенно принципиальны.
Очень рекомендую это место посетить. Именно как целиком сохранившуюся в отличном состоянии дворянскую усадьбу. Это огромная редкость для нашей страны - к огромному сожалению...