Нынешний кризис повлиял не только на экономику, но и на каждого отдельного человека. Из-за пандемии простои наблюдались и в производстве, и в сфере услуг. Спрос тоже упал. Проблемы возникли как у владельцев бизнеса, так и у их сотрудников, но отношение к ситуации у разных людей неоднозначное. Пока одни с ужасом думают, как выйти из кризиса, в том числе личностного, другие с предвкушением ожидают, как используют новое время с пользой для себя.
Как перезагрузить свою жизнь
По словам психологов, кризис — это переломный момент. Он случается, когда привычные механизмы уже не работают, а новые ещё не придуманы. То есть, чтобы выйти из кризиса, достаточно пересмотреть свою работу и перестроить её таким образом, чтобы она стала более эффективной.
Другое дело, что заниматься этим желательно тогда, когда есть силы и энергия, позитивный настрой и вера в лучший результат. А если внутреннее состояние оставляет желать лучшего, нужно перезагрузиться.
1. Найти время для себя
Один из героев книги Льюиса Кэрролла говорил: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум в два раза быстрее». И мы бежим. В условиях стабильности, чтобы преуспеть, а на карантине — чтобы не потерять то, что нарабатывалось годами.
Сейчас собственники бизнеса думают над тем, как выйти из финансового кризиса, а психологи советуют отпустить ситуацию и взять тайм-аут. Забывать о проблемах нужно хотя бы на 10 минут в день, посвящая это время чему-то хорошему.
2. Выделить ненужное
Бизнес терпит убытки из-за коронавируса, и все силы сейчас брошены на то, чтобы минимизировать потери. На этом этапе важно понять, какая задача отнимает слишком много ресурса и отложить её на какое-то время. С одной стороны, это позволит отдохнуть и восстановиться, с другой — избежать ошибочных решений, принятых в состоянии стресса.
3. Снова расставить приоритеты
В поисках новых механизмов роста могут меняться интересы, привычки. Изменения не всегда даются легко, но они неизбежны. Чем раньше человек прислушается к новым потребностям, тем быстрее адаптируется.
4. Найти поддержку
Если долго думать над тем, что делать дальше и как выводить бизнес из кризиса, ситуация будет лишь усугубляться. Но не потому, что всё становится хуже, а из-за того, что в потоке пагубных мыслей теряется точка опоры. Чтобы снова её обрести, одним нужно выговориться, другим — попросить друзей и близких о помощи, третьим — просто посмотреть жизнеутверждающий фильм. Вы к какой категории людей относитесь?
5. Пересмотреть своё отношение к трудностям
В трудный момент не нужно пытаться сделать невозможное. Достаточно делать то, что получается и надеяться на лучшее. И пусть поначалу стресс сковывает, заставляет сомневаться в каждом принятом решении, рано или поздно состояние беспомощности отступит.
6. Разрешить себе проигрывать
Сейчас все думают над тем, как выйти из денежного кризиса. Это нормально, если в поисках выхода из ситуации не всё будет получаться, как задумано. Важно лишь продолжать стараться и не корить себя за проигрыши. Тогда душевное равновесие будет восстановлено, и результат не заставит себя долго ждать.
7. Смотреть в будущее
Можно сотни раз обдумывать неблагоприятные ситуации, концентрируясь на убытках бизнеса из-за коронавируса, но находясь мысленно в прошлом, сложно строить будущее. В то же время, если научиться смотреть за горизонт, снова увидеть или заиметь вдохновляющую цель, всё наладится.
«Кризис — это подарок судьбы»
Бизнес-консультант Ицхак Адизес называет кризис подарком судьбы, который даёт массу возможностей. Также эксперт утверждает, что наступает кризис, когда проблемы в бизнесе решаются неправильно. К слову, то, что они есть, не значит, что в компании всё плохо. Наоборот, это свидетельство того, что она развивается и сталкивается с новыми задачами и трудностями.
Кроме того, доктор Адизес даёт несколько советов относительно того, как выйти из кризиса в бизнесе и как извлечь пользу из ситуации. Рассмотрим его рекомендации.
- Переосмыслить понятие кризиса. В Китае слова «проблема» и «возможность» обозначаются одним иероглифом. В этом есть смысл, поскольку проблема клиента либо конкурента становится возможностью для специалиста. Другое дело, что кризис используют себе на пользу только те, кто не боится перемен. Обычно это сильные лидеры. Слабые же игроки уходят с рынка.
- Понять, что трудности неизбежны. Любой бизнес сталкивается с разными событиями, в том числе неприятными, а его владельцы — с проблемами. Каждое новое решение ведёт к изменениям, а те, в свою очередь, к сложностям. Чем больше задач и решений, тем сложнее и тем больше шагов к развитию. То есть наличие проблем означает рост, отсутствие — нежелание или неумение свои проблемы видеть.
- Не тянуть время. По словам эксперта по международным отношениям Генри Киссинджера, неудачи разрастаются из проблем, которые в своё время не заметили. Даже долги у компаний и мировой финансовый кризис, из которого люди не знают, как выйти, стал следствием затруднений, которые долго игнорировали. Следовательно, преуспеть можно, постоянно отслеживая проблемы и оперативно их решая.
- Быстро ориентироваться и начинать действовать. Популярна история про двух путников, идущих босиком по саванне в Африке. Встретив льва, один из путников стал надевать кроссовки, а другой спросил «зачем», ведь зверя обогнать не удастся. Последовал ответ: «Я и не буду пытаться. Я хочу обогнать тебя». Мораль такова: пока одни затаились и ждут развития событий, всегда найдутся те, кто будет действовать и опередит конкурентов.
- Использовать системный подход к решению проблем. В мире всё взаимосвязано, поэтому проблемы в экономике затрагивают и политику, и социум. Решить их можно лишь системно. То есть просто выйти из кризиса, уволив 20% сотрудников, не получится. Придётся перестраивать свою работу, налаживать управление, распределять ответственность, ставить цели и т. д.
- Своевременно исправлять ошибки. Успешный финансист Джордж Сорос отмечает: «Я не умнее других, я просто быстрее признаю и исправляю свои ошибки».
- Внедрить изменения. Появление проблем — свидетельство того, что компании нужны изменения. Если ничего не менять, она продолжит двигаться в прежнем направлении, и трудности будут накапливаться. В то же время изменить курс так просто не получится. Сначала важно пересмотреть структуру ответственности, власти, влияния.
Когда бизнес несёт убытки из-за коронавируса, собственникам и руководителям надо мобилизовать свои силы. В худшем случае это позволит пережить трудные времена с наименьшими потерями, в лучшем — ещё и выиграть от сложившейся ситуации. Другое дело, что, мобилизуя силы, не все видят свои проблемы и слабые места, поскольку в бизнесе часто творится организационный хаос. При этом управление персоналом осуществляется вручную, и владелец компании всё держит на своих плечах, вместо того чтобы продумывать стратегию. Если ничего не поменять, компания либо не вырастет, либо рано или поздно закроется.
Избежать такой ситуации и наладить управление позволяет систематизация. Благодаря ей разделяются функции, ответственность в организации, и та начинает работать как единая система. Собственник в оперативном управлении больше не участвует, но при этом продолжает всё контролировать. Появляется время на разработку и внедрение стратегии, и бизнес процветает.
Подписывайтесь на канал и будьте всегда в курсе о выходе новых статей!