Найти тему

Нужно ли наказывать детей?

Норман Рокуэлл, иллюстрация к книге "Приключения Тома Сойера"
Норман Рокуэлл, иллюстрация к книге "Приключения Тома Сойера"

Сразу нужно сказать, что наказание совершенно бесполезно. Оно не достигает той цели, ради которой оно обычно производится.

Почему же до сих пор так часто наказывают детей? Почему этот древний способ взаимодействия с людьми до сих пор себя не изжил?

Каждый человек имеет потребности и стремится к их удовлетворению. На более ранних стадиях эволюции человек, как только видел возможность что-то для себя получить, то он агрессивно начинал это себе присваивать без оглядки на потребности других людей. Как только он овладевал какими-то излишками, то ему приходилось контролировать других людей, чтобы у него не отняли имеющиеся у него блага. И от этого возникли разнообразные способы агрессивного взаимодействия: войны, тюрьмы, погромы и т.п.

Все это проявления агрессии. Проявления агрессии всегда приводит либо к ответной агрессии, либо к избегающему поведению. Наиболее эффективный способ взаимодействия между людьми — сотрудничество. В этом случае, если сторонам удается понять потребности друг друга, то они способны достичь такого соглашения, когда обе стороны смогут удовлетворить свои потребности и конфликт не возникнет.

Если вам нужно научить ребенка правилам, моральным нормам или привить полезные привычки, то никогда не используйте наказание. Наказание никогда не ведет к образованию полезных навыков и привычек.

В ответ на наказание вы можете получить либо агрессию, либо избегание.

Наказание — это отрицательное подкрепление, то есть когда в ответ на определенные действия человек получает неприятное переживание: боль, лишение благ, унижение и т.п. На основе этого соображения люди считают, что таким образом можно изменить поведение.

Эта мыль основана на одном факте. Негативное подкрепление действительно работает. Но оно работает только один раз — первый. Если человек впервые сталкивается с ситуацией, явлением или объектом и при первой встрече в ответ на свои действия получает отрицательное подкрепление, то с большой вероятностью он больше никогда не будет делать эти действия в отношении этого предмета, ситуации или явления.

Например, ребенок впервые подошел к плите, коснулся ее и обжегся. В этом случае ребенок будет бояться плиты и не будет к ней подходить.

В других случаях отрицательное подкрепление не работает.

Если, например, ваш кот залезает на стол и вы хотите отучить его от этого с помощью отрицательного подкрепления. Но он уже раньше залезал на стол и ничего неприятного не случалось. Если в очередной раз он залез на стол и вы наказываете его, то это наказание не приведет к изменению поведения. Кот не перестанет залезать на стол. Таким образом отучить кота залезать на стол не получится.

То же самое происходит и с маленькими детьми. Допустим ребенок рисовал на листе и в какой-то момент нарисовал что-то на стене. Родители хотят отучить его от рисования на стене и говорят:

— Пожалуйста не рисуй больше на стене.

Но проходит время и ребенок снова рисует на стене, тогда родители могут решить наказать его, чтобы он больше так не делал.

Ребенок снова рисует на стене и его наказывают. Но это не приводит к желаемому поведению. Наказание не приводит к желаемому изменению поведения.

Что же делать?

Для воспитания полезных привычек, навыков и т.п. нужно использовать положительное подкрепление.

То есть когда ребенок делает что-то так как надо, он должен получить положительное подкрепление и тогда желаемое поведение закрепится.

Есть один момент, который часто упускают. Когда происходит дрессировка животных, то так как с животным нельзя договориться, дрессировщики ждут наступления желаемого поведения. Нужно дождаться того момента, когда животное сделает то, что надо. И сразу сделать положительное подкрепление.

В этом случае животное запоминает какое её действие вызвало приятные ощущения и будет стремиться повторять эти действия, чтобы снова получить положительное подкрепление.

То же самое и с детьми. Но родителей сбивает то, что с ребенком можно разговаривать. Когда родитель высказывает свою просьбу, например:

— Помой руки.

То родителям кажется, что этого достаточно. Но дети могут быть заняты какими-то своими задачами, отвлекаться, забыть про это и не сделать то действие, о котором договорились.

Поэтому нужно дождаться проявления желаемого действия. Дождаться, когда ребенок САМ сделает то, что вы хотите, чтобы он делал. Тут придется набраться терпения. Иногда желаемого поведения приходиться ждать довольно долго. Тут вам поможет личный пример. Если вы сами всегда, приходя домой идете мыть руки, то и ваш ребенок, глядя на вас будет поступать так же.

И вот в этот момент нужно сделать положительное подкрепление.

Есть несколько правил успешного положительного подкрепления:

1. Подкрепление должно происходить сразу после желательного поведения. Не через 5 минут, не через 10, не через час, не на следующий день. Это не сработает.

2. Положительное подкрепление не обязательно должно быть материальным. Достаточно сразу просто похвалить ребенка, высказать свое одобрение его действий.

— Как здорово, что ты моешь руки! Это прекрасная и полезная привычка! Я так рада, что ты моешь руки!

Однако, это не значит, что одного случая положительного подкрепления будет достаточно. Потребуется целая серия ваших одобрений желательного действия. Вам снова придется подождать когда проявится желаемое поведение и положительно подкрепить его.

Это сложно. Нужно терпеть, дожидаться когда проявится желаемое поведение. Нужно быть последовательным, каждый раз замечать это поведение и не забывать сразу его подкреплять. Это требует постоянного внимания, регулярности, терпения.

Это гораздо сложнее сделать, чем наказать. Наказать проще всего. Не помыл руки — наказали. Получил двойку – наказали. Это быстро и кажется, что это эффективно. Тем более, когда дети достигают школьного возраста.

— Я же все уже ему объяснила спокойным голосом несколько раз. Почему не происходит того, о чем мы договаривались?

А не происходит потому, что нет положительного подкрепления у этого действия. Учебники не очень красивые и понятные, задания сложные, есть какие-то дела, которыми ребенку хочется заниматься гораздо больше. И тут возникают эти уроки, которые он обязан делать. Облегчите ребенку задачу, как только он возьмется делать уроки, откроет учебник и тетрадь сразу подкрепите его своим одобрением в соответствующей форме:

— Ты молодец, что взялся за уроки. Я так рада, что ты начал делать уроки.

Это будет подкрепление именно начала делания уроков. Когда ребенок сделает уроки подкрепите его еще раз.

— Как я рада, что ты сделал уроки. У тебя хорошо получилось.

Никогда не наказывайте ребенка. Наказание — это боль (душевная или физическая), боль — это результат агрессии, а в ответ на агрессию вы можете получить только агрессию или избегание.

Родителю важно сохранять контакт с ребенком. Если ребенок регулярно получает наказание и при это не решается проявить агрессию в ответ, то у него начинается избегающее поведение. Он не хочет ничего вам рассказывать, делиться своими переживаниями, не хочет общаться. Дети начинают врать. Это должны быть серьезным звоночком для родителя. Человек врет, когда считает опасным говорить искренне. Вранье может появиться в ответ на серию наказаний, ребенок понимает, что если он будет делать то, что он хочет, то он ничего не получит, кроме наказания. И ребенок стремится заранее исправить эту ситуацию:

— Да да да, я все делаю как ты хочешь.

Запомните пожалуйста, наказание никогда не приводит к обучению и освоению навыков или правил. Наказание приводит к стрессу, психологическим травмам, к проявлению агрессии или избегающего поведения.

Подробнее об эффективном способе научения вы можете прочитать в замечательной книге Карен Прайор «Не рычите на собаку».

Что же получается? Воспитание детей это дрессура? Это не совсем так. Да, существуют закономерности научения, которые справедливы и для людей, и для животных. Конечно, воспитание детей не дрессировка в чистом виде. Дети способны самостоятельно находить полезные занятия, которые они делают с удовольствием и тут им не нужно никакое подкрепление. Просто обеспечьте их выбором, покажите какие виды деятельности им доступны в данном возрасте, дайте возможность попробовать. Дети выберут подходящие, интересующие их занятия и будут ими увлеченно заниматься. А вот выполнение каких-то скучных, но необходимых действий можно облегчить положительным подкреплением.

Запомните пожалуйста наказание никогда не ведет к обучению. Успешное обучение возможно при взаимопонимании, поддержке и одобрении.

#воспитание детей #наказание детей #психолог #детская психология #детский психолог