Четвертое правило
Имена Аллаха подтверждаются только Кораном и Сунной и не могут быть доказаны разумом
Это правило учит нас тому, что нам следует ограничиться теми именами Аллаха, которым Он нас научил посредством Корана и Сунны, и что нам не дозволено приписывать Ему иные имена, опираясь на свой разум.
Доводом на это являются слова Всевышнего Аллаха:
وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ۚ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَٰئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا
“Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу”.
Св. Коран, сура 17:36
Также Всевышний Аллах сказал:
قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالْإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَنْ تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَنْ تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ
“Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете”.
Св. Коран, сура 7:33
Нет сомнения в том, что описывать и называть Аллаха тем, чем Он себя не описал и не назвал, является следованием за неизвестным и наговором на Аллаха того, что нам неизвестно. Поэтому говорить об Аллахе без знания является большим преступлением и одним из самых больших грехов.
Другим доводом на это правило является тот факт, что человеческий ограниченный разум не может постичь, какие у Всевышнего Аллаха могут быть имена. Более того, разумы людей сильно отличаются друг от друга, и поэтому, если мы скажем, что можно познать новые имена Аллаха посредством разума, то каждый человек, основываясь на свой ограниченный разум, начнет описывать и приписывать Аллаху разные качества и имена.
Пятое правило
Точное число имен Аллаха неизвестно творениям
Таким образом, после того, как мы узнали, что все имена Всевышнего Аллаха являются наипрекраснейшими, нам также следует знать, что точное число этих имен не может быть известно нам. Доводом на это является известный достоверный хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если того, кого постигла печаль и грусть, скажет: “O Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего, и сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которыми Ты назвал Себя Сам или ниспослал его в Книге Твоей, или научил Ему кого-либо из сотворённых Тобой, или скрыл его ото всех, кроме Себя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, то Аллах непременно устранит и заменит его грусть радостью».
Ахмад и Ибн Хиббан; шейх Альбани классифицировал хадис как “достоверный”
Таким образом, слова пророка (мир ему и благословение) “или скрыл его ото всех, кроме Себя” указывают на то, что существуют имена Аллаха, о которых Он не поведал Своим творениям (Шарх аль-Кава’ид аль-Мусля, стр. 11-13).
Ибн Каййим (да смилуется над ним Аллах) в толковании этого хадиса говорил:
“Таким образом, отсюда очевидно, что имена Аллаха делятся на три категории:
- Это те имена Аллаха, которыми Он назвал Сам Себя и в которые Он посвятил, кого пожелал из Своих ангелов или других творений. При этом Он не сообщил об этих именах в Своей ниспосланной Книге.
- Имена, о которых Он сообщил своим рабам, ниспослав их в Своей книге
- Имена, которые Он скрыл ото всех, кроме Себя, не сообщив о них кому-либо из Своих творений” (Бадаи’ аль-Фаваид, 1/175-176).
Что же касается хадиса, переданного имамом аль-Бухари, в котором Пророк (мир ему и благословение) сообщил: «Поистине, у Аллаха есть 99 имен. Тот, кто пересчитает их, войдет в Рай», то данный хадис не указывает на то, что у Всевышнего Аллаха только 99 имен. Истинное количество имен Всевышнего Аллаха нам не известно, но их, без сомнения, больше, чем 99. Однако, смысл данного хадиса в том, что «тот, кто пересчитает известные нам 99 имен из имен Аллаха, войдет в Рай». Это подобно тому, чтобы сказать: “у меня есть две рубашки, которые я приготовил для того, чтобы ходить в гости”. Однако, это не будет означать, что у меня в гардеробе всего две рубашки, т.к., возможно, у меня есть много рубашек, однако они не предназначены для того, чтобы ходить в гости.
Важно также отметить, что хотя многим мусульманам известен этот хадис, однако, к сожалению, мало, кто правильно понимает его. Некоторые ошибочно полагают, что если просто пересчитать 99 имен Аллаха, то человек войдет по этой причине в Рай. Однако, правильное понимание этого хадиса заключается в том, что тот, кто будет поклоняться Аллаху в соответствии и с учетом этих имен, войдет в Рай. Другими словами, тот, кто познает эти имена, поймет их смысл и будет жить в соответствии с тем, на что указывают эти имена, то такой человек войдет в Рай.
Просим Всевышнего Аллаха сделать нас из тех Его рабов, которые изучили, познали и стали жить в соответствии с Его наипрекраснейшими именами. Воистину, Аллах Милостивый к Своим Рабам, и Он способен на всякую вещь.