Хитмейкер, владелец лейбла, мировой законодатель вкусов и пятикратный владелец титула лучший диджей мира - легенда электронной музыки.
Поднявшись на вершину транса в нулевые, он адаптировался к наплыву EDM, но никогда не забывал свои корни. Голландец - один из самых успешных ди-джеев за всю историю, но за это пришлось заплатить. В разговоре с DJ Mag в Майами Армин рассказывает о депрессии и эволюции транса
Армин ван Бюрен больше не дает интервью. Он достиг высших эшелонов избранной им карьеры, и в этом нет необходимости. "Повелитель транса", как кто-то окрестил его в одном из интервью является одним из самых успешных людей в танцевальной музыке - он считается богоподобным.
Он невозмутимый, умный, дружелюбный к фанатам король семьи #TranceFamily Он богат, знаменит и оставался стойко преданным часто оклеветанному поджанру транса, от которого другие дистанцировались во время бума EDM.
В то время Армин был слишком молод для клубов, но открыл для себя танцевальную музыку через радио. Свой первый сэмплер он получил в 1992 году и начал продюсировать в возрасте 16 лет, записав свои первые релизы на голландском лейбле Timeless Records в 1996 году, до того, как его скачетвое научно-фантастическое транс-послание "Blue Fear" начал исполнять Джон Дигвид.
Армин начал работать ди-джеем в Нидерландах после получения диплома юриста, и сразу после того, как получил заказ на первое международное выступление.
Моё первое выступление за пределами Нидерландов было в Cream в Ливерпуле, в Courtyard. Это было 5 февраля 2000 года, в тот же день, когда мой сингл "Communication" был подхвачен AM:PM. Полтора года спустя я впервые поехал в США. Сначала я играл в Денвере, а затем в те же выходные в Вашингтоне, округ Колумбия. Это было началом. Я всегда считаю, что мне очень повезло.
Он начинает говорить о "золотом веке транса", о чудесных вечерах, которые он проводил в галерее в Тернмиллс в Лондоне, в Golden в Сток-он-Трент в Великобритании и так далее. Но как прошли его первые концерты в США?
В детстве я всегда обещал себе, что, если у меня когда-нибудь будет возможность сделать собственное радиошоу, я сделаю это. Я чувствовал, что это самый прямой способ познакомить поклонников с новой музыкой.
Он начал еженедельное шоу "A State Of Trance" в июне 2001 года на голландском языке и пара парней на севере Голландии начали незаконно транслировать его шоу в Интернете через Shoutcast. Энтузиасты транса со всего мира начали следить за шоу, общаясь друг с другом через IRC-чат.
Вначале американцам было действительно трудно найти транс-музыку. Её просто не было.
Но Интернет только начал изменять мир. Через шесть месяцев после основания "A State Of Trance", он впервые летел в Соединенные Штаты - летал эконом-классом со своим менеджером Дэвидом Льюисом с коробкой винила в ручной клади.
Поскольку Соединенные Штаты - такая огромная территория, трансу и американской популярности Армина потребовалось много времени, чтобы по-настоящему развиться.
Когда я говорю с кем-то из Америки, им всегда немного стыдно за то, что они немного отстали, но я всегда отвечаю: "Вы, ребята, изобрели хаус-музыку, без вас мы бы даже не говорили о транс-музыке. Если бы не первые последователи - Кевин Сондерсон, Тодд Терри и Masters At Work - мы бы даже не разговаривали".
Еще одним значительным событием в продвижении Армина в Северной Америке стало подписание контракта с Ultra Music (не имеющим отношения к фестивалю) после того, как стажер - фанат радиошоу ASOT - сыграл музыку Армина главе лейбла.
Они подписали мой самый первый альбом "76". Им не понравилась обложка, поэтому для американской версии у нас была другой, но музыка оставалась той же. Тем не менее, по его словам, прогресс Армина в Штатах был постепенным.
Распространение транса в Америке происходило очень медленно - особенно для меня.
Со временем появилось много последователей транса в районах Нью-Йорка, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, но на это потребовалось время - долгое время транс был андеграундной клубной темой.
Конечно, за кулисами мы сказали друг другу: "Мы будем править Америкой, мы покорим континент". Дэвид [Льюис] даже открыл магазин в Нью-Йорке, и долгое время мы разговаривали с несколькими американскими управляющими компаниями, чтобы они взяли меня в качестве ди-джея.
"Я никогда не ездил в автобусные туры, которые в то время были довольно регулярными", - красноречиво продолжает он. "Диджеи устраивали автобусные туры, потому что клубы были очень важны для сцены. Теперь фанаты просто приходят на EDC, Beyond Wonderland или Ultra Music Festival, потому что именно там они получают свою долю музыки, которую хотят услышать"
Армин уже много лет проводит A State Of Trance в Ultra. Сидя на солнышке, он продолжает говорить о важных моментах транса в Соединенных Штатах. "Я хочу сказать, что 2008 год стал действительно важным событием для танцевальной музыки в США, потому что в том году Дэвид Гетта выпустил такие огромные радио-хиты, как "Love Takes Over. Внезапно эти хиты стали крутить на дневном радио в США, и это очень сильно зажгло. Ненавидите или любите Дэвида Гетту, он открыл для всех нас множество дверей"
Конечно, победы в опросе DJ Mag Top 100 DJ также были чрезвычайно важны для моей карьеры в США", - продолжает Армин. "В 2007 году меня впервые выбрали №1. После того, как я получил награду в Лондоне, я прилетел в Лос-Анджелес на концерт в место под названием Vanguard. И внезапно в моей толпе появились парни без рубашки. Они пришли не посмотреть на Армина ван Бюрена, они пришли посмотреть на диджея №1 в мире. Тогда я понял, насколько велико это название и как много оно значило. И с другой толпой пришли более высокие ожидания - по крайней мере, это давление, которое я оказал на себя. А потом пришла депрессия, которую я пережил в 2010 году. Я не чувствовал себя счастливым. Мне не нравилось то, что я делал.
Почему? Я слишком люблю доставлять удовольствие. Это неприятное качество, потому что вы никогда не сможете угодить 100% людей - это само собой разумеющееся. И все же я так старался. Из 10 положительных отзывов о концерте один мог быть отрицательным - и это разрушало мою жизнь. Я не мог спать, слишком много употреблял алкоголь и чувствовал себя подавленным. Это было безумно.
Не то чтобы я не был благодарен за звание №1, но я больше не был парнем по соседству, который просто играл какие-то мелодии, которые всем нравились. Это было здорово, но трудно было с этим справиться. Я знал, что однажды я больше не буду №1, и я так боялся этого момента - что же тогда со мной будет?
Последний №1 сингл Армина был выпущен в 2012 году, и он предполагает, что давление на него снизилось после того, как он уступил первое место. В 2013 году он был номинирован на премию Грэмми за гимн "This Is What It Feels Like" с участием Тревора Гатри и почувствовал, что может вычеркнуть первое место в рейтинге 100 лучших ди-джеев из своего списка достижений.
Это не значит, что я больше не хочу быть №1 - если вы спросите Стивена Спилберга, хочет ли он получить еще один Оскар - я не стану лгать, вы хороши настолько, насколько хорош ваш последний фильм или последняя постановка. Но я также рад, что эта победа есть у Мартина Гаррикса, он лицо нового поколения и чрезвычайно талантлив.
"Если бы я получил награду снова, я был бы очень счастлив и благодарен, но теперь я понимаю, что просто попытки доставить удовольствие своим поклонникам не принесут вам никакого личного удовлетворения", - продолжает Армин. "Это всегда баланс между вашим желанием угодить некоторым фанатам и вашим собственным выбором и развитием вашего собственного характера".
По его словам, когда давление снизилось, для него началась новая глава, и он начал писать песни и сочинять более поп-ориентированные песни, "чтобы попытаться выйти из зоны комфорта в трансе", - говорит он. "Я действительно вернул свою любовь к продюсированию - в том числе благодаря этому странному сотрудничеству с [рэпером] Mr Probz или [голландской рок-группой] Kensington, людьми, с которыми вы не ожидаете, что я буду работать".
Удивительно слышать, как Армин так откровенно говорит о своем психическом здоровье. Как он пережил депрессию в 2010 году?
"Меньше сомневался, говоря "Нет", - говорит он, - что сложно, особенно если это ваша страсть. Будем честны, правда? Это очень соблазнительный мир с тем вниманием, которое вы получаете; обожание и всё, что с этим связано - частные самолеты, предлагаемые наркотики, женщины, которые бросаются на вас. Это правда? Отчасти. Это никогда не было для меня основной задачей, и поэтому я рад, что женат и имею стабильную семейную жизнь. Рождение Фенны, моей дочери, в 2011 году в некотором роде меня спасло, потому что, когда она появилась, это была уже история не обо мне, а о ней. Думаю, это изменило меня".
"Думаю, я тоже начал слишком сильно верить в свой успех", - продолжает он. "Так что я стал меньше выступать, я пошел к тренеру, я много читал. Я взял несколько очень долгих каникул и просто много спал. И я начал писать другую музыку. В то время, в 2010 году, несколько других ди-джеев, которые знали о моих психических проблемах, как бы смеялись над этим - тогда было не принято об этом говорить".
За последние пару лет в индустрии электронной музыки произошла настоящая перемена в мышлении в отношении психического здоровья. Это очень долгожданное событие.
"Прекрасно, что мы можем говорить об этом сейчас", - соглашается Армин. "В то время, когда я был №1, я боялся говорить об этом. Я никогда не думал о самоубийстве или чем-то подобном, это также зависит от вашего характера и от того, кто вы есть, от людей, которые вас окружают - есть много факторов, которые вы должны учитывать. Мне очень повезло, что у меня было очень стабильное воспитание", - продолжает он. "В каком-то смысле я вообще не чувствую себя частью этой индустрии, потому что я никогда не был тусовщиком, как многие другие ди-джеи, ставшие теперь легендами. Я никогда не злоупотреблял наркотиками и не тусовался до утра - я всегда был сосредоточен на музыке. Это всегда заставляло меня чувствовать себя немного странно, потому что я не чувствовал связи с этим миром".
В 2018-м году Авичи покончил с собой. И Кит Флинт из The Prodigy в 2019-м. Насколько сильно трагедия Авичи поразила Армина?
"Да, очень тяжело. Кончина Авичи вероятно, самый мрачный день в танцевальной музыке, потому что он ушёл первым - и, надеюсь, что нет, но я думаю, что за этим последуют и другие. Я вижу, как многие ди-джеи справляются с психическими проблемами - большими, чем я могу сказать в этом интервью. Достаточно одной плохой ночи, одного плохого решения. Несмотря на то, что сейчас мы больше об этом осведомлены, я так боюсь, что какой-нибудь другой ди-джей может пострадать".
По его словам, в 2010 году Армину было трудно понять, кем он был. "Я смотрел на бренд, а не на человека. Я также подумал про себя: "Причина, по которой они выбрали тебя ди-джеем №1 в мире, - мне потребовалось несколько лет, чтобы осознать это, - они хотят меня видеть. Кто я. Ни мой образ, ни бренд, который я создал, ни о A State Of Trance - они хотят видеть Армина ван Бюренна на сцене. Даже если это означает, не всем он понравится".
"Самое сложное для меня - это не иметь возможности угодить всем - мне все еще трудно с этим", - продолжает он. "Но теперь я понимаю, почему это так. Никогда не было произведения искусства, статьи в журнале, картины, альбома или ди-джея, которые нравились бы 100% людей. Мы рождены, чтобы мыслить по-другому, и именно тогда мы получаем эволюцию - я принимаю это сейчас. Я меньше боюсь выйти из своей зоны комфорта, но, не собираюсь лгать, я все еще читаю все комментарии, и мне все еще чертовски больно. Но теперь я могу уступить ему место, понимаете"
Армин - живое воплощение развенчания клише "хорошие парни заканчивают последними".
"Некоторое время мне приходилось нелегко с этим клеймом", - с удивлением признает он. "Студент юридического факультета из Лейдена, немного ботаник, хороший парень ... это не совсем соответствовало моему образу Саши и Джона Дигвида, Карла Кокса, [Пола] Окенфолда, они были рок-н-ролльными парнями. - "Посмотрите на них, вау! Они были крутыми, чувак, они были захватывающими, а он просто хороший парень из Нидерландов". Мне потребовалось время, чтобы осознать эту личность".
Он упоминает, что до сих пор часто недоволен собой за неправильный выбор, но он чему-то учится с каждым новым треком. Он признает, что до сих пор порой тупо смотрит в пустой экран компьютера, и предполагает, что вы хороши ровно настолько, насколько вам хватило прошлого года. "Не все так хорошо, но большинство песен, которые я написал, тронули сердца", - говорит он. "Это хороший взгляд на это - и Америка сыграла в этом очень важную роль".
"Если вы будете выступать все реже и реже, пока ваши мелодии будут хорошими, спрос будет. Я горжусь тем, что вложил в свои шоу много денег - намного больше, чем я делал в 2010, 2012 годах, в ту эпоху. Сейчас я гастролирую с командой из шести человек, и я вложил много денег в пакет визуального контента и свой тур. Я сейчас летаю бизнесом - раньше я летал бизнесом не все время, а теперь летаю. Я больше времени хожу в спортзал, больше времени провожу с семьей - все это часть баланса. Но, честно говоря, я говорю об этом сейчас, как будто проблема решена и я нашел свой баланс, но это ежедневное обсуждение. Каждый день я разговариваю по телефону с женой или менеджером и спрашиваю: "Мы собираемся сделать это, будем ли мы делать это, нам придется отменить этот концерт и разочаровать его или ее?" Это постоянная борьба, и думаю, это будет до того дня, когда я перестану заниматься диджеингом, потому что это слишком заманчиво, чтобы не продолжать".
Армин начинает ликовать по поводу прочитанной им книги под названием "Эффект победителя" Яна Робертсона. "Это очень интересная книга, и его теория заключается в том, что то, что вы получаете на сцене - эндорфины, которые выделяются в вашем мозгу, - вызывает очень сильное привыкание", - подчеркивает он. "Он исследовал кровь артистов, сходящих со сцены, и его теория состоит в том, что степень зависимости может быть такой же, как от кокаина. Я никогда этого не употреблял, но он сравнил это, и мне это показалось интересным".
"Он сказал еще кое-что, что было действительно важно, и это меня шокировало", - добавляет он. "Он сказал, что под влиянием тех эндорфинов, которые ваш мозг выделяет, когда вы находитесь на сцене или когда вы принимаете наркотики, ваш мозг физически изменяется. Под микроскопом он увидел, что размер мозга физически меняется. Спросите себя, почему Rolling Stones все еще на сцене в свои 70 лет".
На протяжении всей карьеры Армина проводил еженедельное радио-шоу A State Of Trance. Когда фанаты начали предлагать ему отмечать знаменательные эпизоды мероприятием, он объявил о бесплатной вечеринке на пляже в рамках своего специального пятичасового шоу для ASOT 100 - и собрались сотни людей. Первоначально шоу транслировалось на небольшой голландской радиостанции, а сейчас его слушают 40 миллионов человек, и он органично превратился в бренд. Каким бы маловероятным это ни казалось на первый взгляд, перенос разнообразия артистов, которых вы можете услышать в радиошоу, кажется таким же хорошим поводом для празднования фестивального типа.
Армин думал, что остановит ASOT на 500-й серии в 2011 году, когда отыграл пять концертов на пяти континентах за пять недель. "Я подумал: "Это пик, давай остановимся, дело сделано", - говорит он об обязательстве. "Я предложил это, и лица людей побледнели". Из своей шикарной новой радиостудии в штаб-квартире Armada в Амстердаме Армин теперь каждую неделю ведет шоу в прямом эфире с приятелем Рубеном де Ронд. И вот ASOT 1000 официально будет проведён у нас в Москве.
А как насчёт влияния взрыва EDM на транс - и, в частности, на Армина, который безвозвратно привязан к звуку транса?
"Несмотря на то, что транс больше не самый популярный жанр, если вы верите во что-то, вы должны держаться за это", - говорит он. "Теперь это возвращается - есть много 18-24-летних, которые действительно увлекаются транс-музыкой". За последние несколько лет EDM эффективно выбили транс с главной сцены фестивалей. "Я не собираюсь врать, это было некоторое разочарование", - признает Армин. "Трансу нужно было как-то заново изобрести себя, давайте будем честными. И то, что сделали EDM - что было хорошего в EDM - это то, что вечеринка снова была там, объем внимания публики стал короче, и ребята из EDM показали нам, что трансовым парням нужно немного улучшить свою игру. Часть транс-сцены осталась застрявшей в этом старом звуке, но транс действительно охватил EDM в некотором роде - не всем по душе".
"Но я хочу сказать что-то хорошее об EDM: в каком-то смысле это был глоток свежего воздуха для меня", - продолжает он. "Видя Мартина Гаррикса, Хардвелла, Дими и Майка и всех этих парней, прыгающих на основных сценах, и - ненавидите их или любите - они разрушали эти арены. Поскольку они был таким крупными, пришел и негатив. Очевидно, ребята из техно ненавидели это, но я всегда смотрел на это с другой стороны: благодаря ребятам из EDM, Resistance и все такое - техно могет расти. Я никогда не понимал, почему EDM окружает столько негатива, потому что места хватит на всех. Думаю, причина в том, что он разозлил слишком многих людей своим успехом".
"Это больше не транс!" - критика, которую он слышал больше всего в последние годы. "Некоторые фанаты всегда будут лояльны к вам, а некоторые просто уходят - и это не то, что вы можете контролировать", - говорит Армин. "Возможно, в этом суть того, что я узнал в 2010 году. Вы можете сколько угодно стараться доставить удовольствие, но если люди хотят уйти, они пойдут дальше".
Армин говорит, что времени на Земле мало, и вы должны использовать его по максимуму. "Некогда бездельничать. В техно нет ничего плохого, я большой техно-голова, но больше всего меня волнует мелодичная музыка. Это мне ближе всего к сердцу. Я люблю хороший вокал время от времени - каждый раз, когда я возвращаюсь в транс. Как продюсер, я много экспериментировал с разными стилями, и это то, чем я питаюсь, и меня критиковали, что я полностью понимаю. Это топливо, которое мне нужно, чтобы продолжать любить транс. Я всегда буду записывать трансовые трек".
"Мелодия - самый важный ингредиент транса", - заключает он "В хаусе это грув, в техно - звуки техно и мрачная атмосфера, но в трансе - это мелодия - она наиболее близка к классической музыке, и она всегда меня трогала. Мое сердце всегда будет рядом".