Сегодня в Екатеринбурге комиссия УФАС отказалась заносить подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков по заявлению заказчика. Речь шла о госконтракте на реконструкцию дендрологического парка на Первомайской, 87.
На комиссии по "делу дендропарка" выяснилось, что все работы подрядчик ПСК Атлант выполнял добросовестно и в срок, а представитель заказчика, директор дендропарка Светлана Раскостова, приложила все усилия для «выдавливания» молодой строительной компании с устоявшегося рынка подрядчиков по благоустройству в Екатеринбурге. Систематически нарушала условия исполнения контракта, не отвечала на звонки и письма, не давала исходных данных, затягивала любые согласования, не пускала технику подрядчика в парк, не оплатила выполненные этапы работ и внезапно сама подала уведомление в УФАС о "недобросовестном подрядчике", а мэрия заявила, что "подрядчик пропал".
Напомним, в августе 2020 мэрия Екатеринбурга провела конкурс, который выиграла молодая строительная компания ООО ПСК Атлант. Согласно контракту необходимо было провести аудит состояния дендропарка, осуществить инженерные изыскания и на основании полученных данных разработать эскизы проекта. Проект предусматривал выполнение подготовительных работ для реконструкции: инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, обследование существующих зеленых насаждений и составление дендрологических планов. Параллельно должна была идти работа над визуальным образом дендрария. Из разработанных концепт-проектов заказчик должен был выбрать главный, на основе которого планировалось представить эскизы на общественные слушания и отдать в техническое исполнение тот, кому отдадут предпочтение горожане. На всё про всё отводилось 4 месяца, работы должны были быть закончены к 18 декабря.
Сложности в исполнении контракта начались с первых же дней выигранного тендера. Первый месяц прошел впустую. Для сбора исходных данных необходимо отправить десятки запросов в инстанции и получение техусловий для подключений. Но директор дендропарка Светлана Раскостова просто не отвечала на телефонные звонки и официальные запросы информации, разрешения на въезд техники подрядчика в парк постоянно затягивались, необходимые согласования вопросов в надзорных органах всё время откладывались. Всего было отправлено около 30 писем-запросов, в том числе о предоставлении уполномоченного человека, который будет курировать рабочие запросы от подрядчика, на случай сверхзанятости директора. Но ни на одно из них ответа в установленный срок не последовало.
Тактика игнорирования запросов и невыдачи разрешений и согласований стала превалирующей в общении дирекции дендропарка и подрядчика. Например, 24 октября в адрес Раскостовой были отправлены результаты геодезических изысканий, что строители считают “фундаментом” проекта. В ответ – тишина. По условиям контракта замечания должны были быть высказаны в течение 5 дней, однако в переписке заказчика и подрядчика вопрос всплывает лишь в декабре.
Наиболее показательным квестом в исполнении контракта с дендропарком для ПСК Атлант стало обследование водоёма. Весной пруд в Дендропарке переполняется талой водой и затопляет прибрежную территорию. Дренажная система пруда работает плохо, берег постоянно обрушается.
По проекту реконструкции водоёма необходимо было просчитать объем воды в обычном и «весеннем» состоянии. Технологически осуществляется это просто: всю воду сливают в ливневку, замеряют объем имеющейся воды и строят прогноз на увеличение объема весной. Полученные данные уже используются при проектировании. И вот тут начинается квест на выживание. Для слива необходимо согласовать вопрос в администрации заказчика (дендропарк) и в ВОИС. Представитель службы заявил, что для выдачи разрешения на слив в ливневку ему необходим анализ воды из пруда от Центра гигиены и эпидемиологии. В регулирующем органе на запрос удивились, впервые услышав о подобном требовании. На прояснение вопроса с помощью представителя администрации ушло более 3 недель, в итоге разрешительные документы были получены только к концу октября и слив воды из пруда производился уже когда на воде появилась ледяная корка. Это вызвало еще дополнительные расходы и временные задержки – технику для разбивки льда в дендропарк просто-напросто не пустили, ссылаясь на отсутствие разрешения Раскостовой. А время все шло.
К концу ноября игнорирование рабочих запросов и просьб о согласованиях заказчиком стало угрожающим – наступали холода, а проведение геологических и гидрологических изысканий становились невозможным. Убедившись в полной незаинтересованности в работах со стороны заказчика в лице директора дендропарка Светланы Раскостовой и опасаясь невыполнения контракта, что чревато попаданием в РНП (реестр недобросовестных подрядчиков), 16 декабря ООО ПСК Атлант направило в адрес дирекции дендрария письмо о расторжении контракта в одностороннем порядке с просьбой о подписании актов выполненных работ по завершенному этапу. На тот момент стоимость таких работ уже составляла 2,4 млн рублей, а результаты были переданы заказчику. Ответа так и не последовало.
Артем Шаповалов, директор ПСК Атлант:
Еще Высокинский (бывший мэр Екатеринбурга) сказал про нас: «Вот новая компания заходит на рынок. Давайте молодым дорогу дадим, а то у нас одни и те же работают и косячат!». Мы все делали правильно и чётко, и, со своей стороны, были заинтересованы в выполнении договора. Но! При желании «замотать» подрядчика легко: не согласовывать промежуточные акты, затягивать сроки, не подписывать нужные разрешения. И если заказчик хочет “загасить” подрядчика - у него для это куча инструментов. А ты, как подрядчик, будешь готов на всё, чтобы не попасть в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).
Нужно отметить, что ООО ПСК Атлант за последние годы выиграло около 40 контрактов по проектированию, ремонту и благоустройству в Уральском регионе, и особенности работы с муниципальными структурами знают не понаслышке.
Директор дендропарка Светлана Раскостова заявляла, что сама составляла техзадание на проектные работы. Соответственно, не понимать, что временной фактор может стать критическим в выполнении работ, не могла. В чем бы ни была причина сложившейся патовой ситуации - в некомпетентности руководителя дендропарка или в ее личной заинтересованности в другом подрядчике, реконструкция дендропарка опять затягивается, а молодая, но успешно работающая строительная компания рискует потерять огромные деньги за уже выполненные работы.