Известный писатель Аркадий Гайдар родился 9 (22 января) 1904 года в городе Льгове Курской губернии, ровно за год до Кровавого воскресенья, бесповоротно изменившего жизнь Российской империи. Судьба этого парнишки из Арзамаса до 20 лет никак не предвещала того, что он будет сочинять повести и рассказы, но однажды всё изменилось...
14-летним подростком Аркадий уже работал в арзамасской большевистской газете «Молот», а в 1920-21 годах в другой газете родного города – «Авангард» печаталась его корреспонденции, тем не менее, всю свою будущность он связывал только и исключительно с Красной Армией, в которую поступил в 1918 году. Но в августе 1922 года после четырёх лет войны, трёх шестимесячных отпусков по здоровью и вывода в резерв молодого комполка Голикова демобилизовали из армии с диагнозом «травматический невроз». Недуг развился у него вследствие повреждения спинного и головного мозга после ранения осколком шрапнели и неудачного падения с лошади в 1919 году. Аркадий неоднократно лечился в психиатрических клиниках в Томске, в Москве, в Севастополе в надежде вернуться на службу, но последствия болезни остались с ним на всю жизнь, только в 1941 году медики закрыли на них глаза и он смог уйти на фронт, куда так рвался.
В конце октября 1925 года бывший краском приехал в Пермь из Москвы. Его багаж состоял из солдатского вещь-мешка, основное содержимое которого составляли книжки ленинградского альманаха «Ковш» с только что опубликованной повестью «В дни поражений и побед» – первой работой начинающего писателя Голикова. Повесть делалась урывками в 1922-1924 годах. Реакция критики на повесть была отрицательной. Отрицательный баланс сложился у Аркадия и в жизни. После демобилизации он колесил по стране, но ни где надолго не задерживался. И вот в Москве он вдруг встретил своего земляка и приятеля журналиста Александра Плеско. Тот посоветовал ему поехать на Урал, в Пермь, где в газете «Звезда» в молодом дружном коллективе трудится другой их земляк и общий знакомый Николай Кондратьев. Бывший комполка так и поступил.
По началу ему предложили править заметки рабкоров (были такие люди на заводах – рабочие корреспонденты, которые без отрыва от производства писали небольшие тексты в газеты), что, конечно, не могло устроить человека, в 17 лет командовавшего полком. Но год был юбилейным – 20 лет первой русской революции и в праздничный номер к 7 ноября (8 лет третьей революции) газете нужны были литературные тексты. Голиков сел писать рассказ. Он увидел свет в 256-ом номере «Звезды» под названием «Угловой дом» и был первым текстом, написанным Аркадием Голиковым для этой газеты. Подписан, правда, он был чужим именем – Гайдар.
В советское время этот псевдоним обычно расшифровывали как «всадник, скачущий впереди», но по-видимому, это была не более, чем удобная легенда. Сейчас есть три версии происхождения новой фамилии Голикова. Первая от хакасского слова «куда» – хайдар, кажется наименее вероятной, вторая от украинского диалектного «гайдар» – пастух, вполне возможная и третья, наиболее вероятная, заключается в том, что это аббревиатура фразы «Голиков Аркадий из Арзамаса». Т.е. Гайдар – это на самом деле Г.А-й Д'Ар, где буква «д» заменяет предлог «из» по аналогии с французским Д'Артаньян. Эта остроумная версия очень гармонирует с характером Аркадия Голикова.
Псевдонимы вообще были очень популярны тогда. Книжный рынок тонул в море низкопробной иностранной литературы, презрительно именовавшейся «пинкертоновщиной». Отечественные писатели тоже старались не теряться в доходном пространстве авантюрных жанров. «Звезда» подстраивалась под спрос, большое место в ней занимал раздел уголовной хроники, авторы которого скрывались за яркими прозвищами «Анчар», «Зюйд Вест» и даже «Сенька Прыщ». Звучало требование дать «красного Пинкертона» и со стороны партии, пытавшейся использовать вкусы публики. Его в 1923 году высказал в своей передовой статье ответственный редактор «Правды» Николай Бухарин. В ответ появились романы Мариэтты Шагинян, Ильи Эренбурга, Алексея Толстого и других. «Красный Пинкертон» был близок к жанру фельетона, в некоторых странах, например во Франции, такой тип авантюрной литературы так и назывался – роман-фельетон. И, конечно, журналист Гайдар, выглядевший как молодой Шерлок Холмс, только что вернувшийся из Красной Армии, был в глазах редакции как нельзя более подходящей фигурой для написания произведения в этом роде.
Тут же нашлась увлекательная и в тоже время революционная тема – лбовщина, о которой ходило много легенд. Так называлось небольшое внепартийное партизанское движение в годы первой русской революции, которое получило распространение в Прикамье и на Среднем Урале. «Пинкертоновщина» работала как литературный сериал, тексты очередного произведения всегда выходили выпусками по несколько глав. Для поднятия тиража в «Звезде» впервые было принято решение начать публикацию относительно большого художественного произведения, за работу над которым, как и намечалось, взялся Аркадий Голиков. Первую часть повести он написал заблаговременно ещё в 1925 году, вторая создавалась в спешке уже после начала публикации. Произведение печаталась с 10 января по 3 марта 1926 года в 29 подвалах газеты. По форме повесть напоминала «пинкертоновщину», автор использовал некоторые её шаблоны. Однако главным героем в ней стал не сыщик, а, напротив, преступник. Поэтому из «Жизни ни во что (Лбовщины)», такое название автор дал повести, не получилось «красного Пинкертона», получился новый жанр, пионером которого и стал сам автор. Повесть пользовалась у читателей большим успехом и несколько раз переиздавалась впоследствии.
В разгар работы над повестью Гайдара наконец-то зачислили в штат, до этого он работал исключительно сдельно за гонорары, писал фельетоны и очерки, заметки, корреспонденции, рассказы, стихи – всё, что брали в номер. Приказ вышел только спустя месяц после начала нового 1926 года и гласил: «Литературного работника Аркадия Петровича Голикова, приглашённого на работу в редакцию газеты «Звезда», с 1 февраля зачислить на фикс по 1 разряду с указанного числа и в число работников издательства». Всё это было очень кстати, ведь ещё в конце 1925 года Аркадий женился. Его избранницей стала комсомолка Рахиль Соломянская, которую он переименовал сначала в Лялю, затем в Лилю и, наконец, в Лию, на чём и остановился. Семейному писателю нужны были деньги и он подрабатывал и в других местах, в частности в «Вечерней звезде».
Вскоре после зачисления в штат у Гайдара случился первый конфликт с общественностью, в частности, с учениками и преподавателями местной партийной школы, в которой к тому же училась его жена. Трения возникли из-за фельетона «Альбомные стихи», вышедшего 13 февраля 1926 года, в котором критиковались мещанские вкусы молодых коммунистов. Только благодаря вмешательству редакции газеты, включая её руководителя, скандал удалось замять. В следующий раз проблемы возникли через полгода, когда Голиков написал фельетон «Шумит ночной Марсель», напечатанный 27 июля. В этой статье он критиковал следователя, который в свободное время подрабатывал музыкантом в оркестре одного из злачных пермских ресторанов. Следователь обиделся и подал на Гайдара в суд. Заседание состоялось 13 ноября. При разбирательстве суд не нашёл в фельетоне никакой клеветы (иск был подан за клевету в печати), но увидел оскорбление личности потерпевшего. Гайдар был осуждён на одну неделю заключения, но ввиду отсутствия опасности для общества с его стороны, судья предложил вместо этого вынести ему общественное порицание от имени редакции. Потерпевшего приговор не устраивал и он подал апелляцию в Уральский областной суд (тогда существовала огромная Уральская область размерами превышавшая нынешний федеральный округ с центром в Свердловске), но тот 29 декабря утвердил ранее вынесенный приговор. Всё это время Аркадий находился в Перми под подпиской о не выезде. В итоге сам потерпевший был уволен с должности за недопустимое совместительство, а Гайдар получил порицание. На этой почве у него возник конфликт с редактором «Звезды», который в январе 1927 года забраковал подряд пять его фельетонов, назвав их на редакционном совещании слабыми. В то же время за Голикова открыто вступились областная газета «Уральский рабочий» и центральная партийная газета «Правда». Конечно, Гайдар ушёл и не только ушёл, но и уехал в соседний Свердловск, где в феврале 1927 года приступил к работе в редакции «Уральского рабочего».
Всего за время работы в «Звезде» Гайдар написал более ста фельетонов, опубликовал 13 очерков, 5 стихов, 12 рассказов и три повести: «Жизнь ни во что (Лбовщина)», «Тайна горы» и «Рыцари неприступных гор». Повесть «РВС» тоже была опубликована в его пермский период, но написана раньше. Именно в Перми Аркадий Голиков сформировался, как журналист и писатель, отсюда берёт начало его индивидуальный стиль.
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки