Найти тему
Барон Яузский

Артакадемия-6. Экстерны

Письмо сто и девять.

Достопочтенные читатели!

В 1857 г. начальником академии и училища назначен был генерал-майор Николай Андреевич Крыжановский. Damals и в артиллерии, и в обществе, и в учебных заведениях пересматривали и подвергали критике прежние начала. Училище принимало тогда детей 14-летнего возраста. Пояснить обязан, нумерация классов была противоположна нынешней: младшим был 5-й класс, старшим - 1-й. В докладной записке начальнику Главного штаба е.и.в. по военно-учебным заведениям генерал-лейтенанту Якову Ивановичу Ростовцеву Крыжановский писал: "Можно ли требовать от 14-летнего мальчика разумного решения вопроса, обладает ли он особенными способностями к изучению математических наук и питает ли он особенное стремление к артиллерийской службе?.. Нередко встречаются молодые люди, которых закрытое заведение портит; здесь они как бы чувствуют себя обязанными, даже против воли, принимать участие в таких шалостях, которые они сами презирают".

В училище случались беспорядки. 5 декабря 1857 г. на экзамене по закону божьему 1-го юнкерского класса экзаменуемые явились с опозданием, беспрерывно входили и выходили, при ответах не соблюдали должного приличия. Один юнкер отказался сдавать экзамен, сославшись на исполнение обязанностей дежурного, другой требовал дозволения отвечать на билет, выбранный им самим, а не комиссиею. 23 октября 1858 г. случилась в каморах училища между 1 и 2-м классами ссора до такой степени неприличная, что Крыжановскому совестно было описать оную в приказе. Весь 2-й класс, как подлежащий судебному исследованию, был арестован и переведен из общих камор в казарму учебной батареи.

Приказом военного министра № 42 от 31 января 1857 г. объявлялось, что государь положил в основу новой системы воспитания поощрение домашнего воспитания и оставление молодых людей сколь возможно долее в ближайшем надзоре их семейств. В классы военно-учебного заведения открывался свободный доступ всем молодым нижним чинам. Собственно в заведение - в интернат - оные не принимались, а были экстернами. Дозволялось им слушать лекции, недостаточным давался ежедневный обед, а некоторым и одежда. В крайнем случае, производилось полное содержание, то есть помещение, обмундирование, белье и пища.

Положение об экстернах Михайловского артиллерийского училища высочайше утверждено было в 1859 г. Экстерны прикомандировывались к некоей артиллерийской части, в Петербурге расположенной, и допускались к слушанию лекций. Предполагалось к 1862 г. закрыть юнкерские классы и иметь низший класс для выпускников гимназий и высший для окончивших курс в университетах. Выпускники же кадетских корпусов поступали непосредственно в академию.

В 1861 г. на посту начальника училища Крыжановского сменил генерал-майор Александр Степанович Платов. Как ныне принято выражаться, концепция поменялась. Артиллерийские отделения третьих специальных классов кадетских корпусов сосредоточены были в Михайловском артиллерийском училище, а прием экстернов прекращен был в 1863 г.

Покорный к услугам, Baron de la Yausa.

Крыжановский. Фото из интернета.
Крыжановский. Фото из интернета.