Текстовая адаптация видео с канала Кайрос. Не забудь подписаться!
Сегодня мы поговорим о том, как художественные произведения, сами того не желая, способствуют стигматизации, романтизации и культивации ложных представлений о наших ментальных расстройствах. И поскольку я сам являюсь гордым носителем биполярки, то имею право шутить о бедах с башкой, сколько моей душе угодно.
За последние два столетия восприятие ментальных расстройств человека ушло далеко вперед. Мы больше не сжигаем на кострах шизофреников, не изгоняем бесов из биполярников и не сажаем депрессивных в тюрьму за тунеядство. Да и в психушках, вроде как, постояльцев больше не лечат с помощью молотка и шланга. Однако в интернете, да и в быту, люди продолжают использовать психиатрические диагнозы в качестве оскорблений и ярлыков, подразумевающих, что какое-либо взаимодействие с оппонентом является нежелательным и токсичным.
А кто-то предпочитает приписывать различные душевные болезни самому себе, дабы подчеркнуть свой депрессивный или же наоборот, отмороженный образ, причем такие персонажи зачастую не имеют ни справки, ни опыта наблюдения у психиатра, ни даже реального представления о выдуманных диагнозах. Каюсь, сам как-то использовал свой диагноз дабы казаться невероятно опасным, но в отличие от большинства других, маниакально-депрессивный психоз у меня все-таки в наличии.
И ладно бы шутки шутками, хотя неподготовленных к реалиям современного интернета людей с ментальными проблемами даже это может серьезно задеть. Однако зачастую «поехавшие» сталкиваются, как минимум, с непониманием со стороны общества, проблемами на работе и в личной жизни, и в худшем случае, все заканчивается дуркой **ать и диетой из нейролептиков, способных сделать овощ из вполне дееспособного индивида.
Чтобы вы понимали, я не обвиняю кино, которое сам очень люблю, во всех смертных греха, ведь проблема художественных произведений не в них самих, а в их восприятии обществом. Поэтому мне лишь хочется научить вас отделять художественные образы от живых людей и не воспринимать все, что показано на экране, за чистую монету.
В своем старом материале о деконструкции кинокомиксов, особое внимание я уделил анализу ментальных расстройств "Джокера" Тодда Филлипса. Великолепный с точки зрения драматургии, но ставший кошмаром более-менее образованного психиатра, фильм одновременно стигматизировал людей с расстройствами, пугая народ опасным безумцем, и романтизировал образ отверженного бедолаги, вдохновляя сэдбоев и винишко-тян ставить его на аватарки.
Вот только страдал Артур Флек, по сути, вымышленным коктейлем из симптомов всех возможных врожденных и приобретенных отклонений, ну а его непроизвольный смех – явление вообще из раздела неврологии, а не психиатрии.
И тем забавнее было наблюдать, как психолух всея ютуба Вероника Степанова со своими клонами, изучавшими психиатрию по статьям с сайта Вуман.ру, пытались угадать его диагноз. Кстати, я в принципе считаю, что Степашка внесла огромный вклад в стигматизацию ментальных расстройств, пытаясь разобраться в психиатрии через психологию, причем довольно поверхностную. Помимо этого, еще и описывая проблемы людей максимально мерзко - через всевозможные унижения и половые извращения. Также в ее рассказах подозрительно часто фигурирует (кал).
Итак, главным мифом о психах, который породил кинематограф, можно считать повышенную опасность для общества от людей с ментальными расстройствами. Хотя по статистике многих стран, среди преступников всего лишь от трех до пяти процентов являются психическими. Более того, больные сами в 2,5 раза чаще становятся жертвами преступлений. А самое забавное, что наиболее жуткими маньяками и серийными убийцами выставляют тихих и безобидных шизофреников, которые живут в своем мире, не реагируя на внешние раздражители.
Плохие люди будут совершать преступления, независимо от того, если у них беды с башкой, или нет.
Но куда более дико выглядит то, как иногда создатели пытаются "психологизировать" по методу Степановой, выставить приобретенными, заболевания, являющиеся эндогенными, то бишь, врожденными, как та же шиза или биполярка. При этом творцы обычно наделяют протекание таких болезней образами и элементами, характерными для среды обитания больного. Например, выходцы из религиозных сект обязательно будут слышать голоса бога или дьявола, видеть библейские образы и истязать себя, а балерины, конечно же, превращаться в лебедей.
В конце концов, авторы зачастую даже не пытаются вдаваться в подробности и описывать клиническую картину заболеваний, называя своих творений попросту психопатами.
И тут стоит заметить, что слово психопат – это не синоним слова маньяк, и не оскорбление, а вполне себе клинический диагноз, в настоящее время именуемый диссоциальным расстройством личности. Люди с этим недугом хоть и лишены способности сопереживать, и в целом более агрессивны и склонны к игнорированию общепринятых норм, но их мышление вполне рациональное, и они осознают последствия своих действий.
Поэтому их поведение – это скорее поведение либо капризного ребенка, либо беспринципного карьериста, которому до Патрика Бейтмана из "Американского психопата" все же очень далеко. По этой же причине наш любимый психопат Ганнибал Лектер получил бы пожизненное или электрический стул, так как полностью отдавал себе отчет, хоть и не чувствовал сострадания к жертвам.
Как я уже говорил, у ментальных расстройств в культуре есть две стороны медали, и на обратной стороне демонизации находится романтизация. Однако существует официально признанное заболевание, несущее в себе обе этих крайности, созданное, по сути, поп-культурой, и не признаваемое подавляющим большинством психиатров. Речь, конечно же, идет о раздвоении личности, или, по-научному, диссоциативном расстройстве, не путать с диссоциальным.
До "Джокера" самым хайповым, и как заведено, не имеющим ничего общего с реальностью, фильмом о ментальных отклонениях был "Сплит". И многие впечатлительные особы, любители мистического, неизведанного и прочего Слендермена действительно верили, что в человеке может существовать 24 абсолютно разных и самостоятельных личности, одна из которых будет при этом обладать огромной физической силой и неуязвимостью, ведь такое расстройство, вроде как, входит в МКБ-10 и даже подробно расписано в Википедии.
Вот только «эпидемия» данного заболевания захлестнула преимущественно США именно после истории преступника Билли Миллигана, а точнее, после выхода книги Дэниела Киза, во всех красках описывающей историю его как раз-таки 24 личностей.
Как и сам Билли, многие преступники пытались таким образом съехать по дурке, включая даже того самого Джона Гейси. Домохозяйки спешно диагностировали у себя множественную личность и что есть мочи строчили книги о своей непростой судьбе, в чем им помогали жадные до научной славы психиатры. Доходило до того, что проклятые санитары и врачи – палачи внушали своим пациентам данное расстройство через вещества, гипноз и прочие методы нейролингвистического программирования.
Хочу лишь добавить, что в изменении поведения и потере памяти нет ничего необычного при многих психических отклонениях. А учитывая заявленный экзогенный характер болезни, то бишь, приобретенный под действием внешних травмирующих факторов, хочется узнать, почему данным недугом не страдали многочисленные ветераны Вьетнама, получавшие обычный диагноз ПТСР, и которому, внезапно, так же свойственны провалы в памяти и аффективное поведение.
Про посттравматическое стрессовое расстройство, или же, Вьетнамский синдром, у меня есть, возможно, лучший ролик на канале.
Но сначала все же давайте углубимся в поехавшую романтику.
Так уж получилось, что множество выдающихся творческих деятелей, особенно художники и писатели, прославились не только своими работами, но и безумием. Это даже породило миф, что искусство неразрывно связано с ментальными отклонениями. При этом для популяризаторов данного стереотипа не имеет никакого значения, сколько поехавших сгинуло на обочине жизни, не оставив и следа, не говоря уже о том, что многие творцы никогда не славились какими-либо странностями, либо же их особенности никогда не выходили за рамки так называемой нормы.
Просто-напросто особенные люди, которым удалось реализовать себя, несмотря на расстройства, живут и творят по-особенному, и контраст между искусством и безумием придает их биографии драматизма.
И конечно же, особую роль в романтизации, как и в демонизации психических расстройств, занимает кино. При этом нельзя обвинять создателей фильмов в том, что они делают это намеренно. Просто та самая магия кино выступает этакой ловушкой, демонстрирующей любую ситуацию в куда более приятном цвете, чем реальная жизнь. Мы не видим всех последствий, не чувствуем внутренних переживаний, нам весьма редко показывают, как ментальные отклонения отражаются на внешности персонажей, и в конце концов, наполненные событиями сюжеты не дают ощущения потерянного времени и упущенной жизни.
В доказательство могу привести книгу "Серебристый луч надежды" и ее киноадаптацию, с подачи горе-локализаторов, известную на постсоветском пространстве под попсовым названием "Мой парень – псих". Даже не считая того, что в фильме горькую концовку заменили на яркий хеппи-энд, картина не передает и 10% всей грязи и боли, с которой сталкиваются персонажи романа. Причина понятна, книга куда более развернуто демонстрирует внутренние мысли и чувства персонажа, имеет для этого неограниченный объем повествования и не скована рамками высокобюджетного кино, рассчитанного на широкую публику.
Про фильмы о депрессии даже говорить не хочу, эту тему уже до костей обглодали. Просто напомню вам, что в жизни не случается жизнеутверждающих историй со счастливым или кисло-сладким финалом. В жизни случается, что ты неделями, а иногда месяцами не встаешь с дивана, зарастая мхом и жиром, теряя работу, деньги, знакомства и время и размышляя о выходе в окно. От тебя будет вонять.
Что же касается фильмов, где беды с башкой показаны наиболее достоверно, то это в основном байопики, демонстрирующие жизнь известных людей.
В фильме "Игры разума" рассказывается биография известного математика Джона Форбса Нэша, страдающего от параноидальной шизофрении. Картина "Авиатор" демонстрирует нам прогрессирующее обсессивно-компульсивное расстройство американского магната и инженера Говарда Хьюза, ставшего прототипом Железного человека. Ну а для знакомства с биполярным расстройством лично я рекомендую, в первую очередь, фильм "Полок" – о судьбе художника – абстракциониста Джексона Поллока, чей маниакально-депрессивный синдром хоть и протекал в средней по тяжести форме, но усугублялся свойственным для биполярников алкоголизмом.
Мой случай, ведь как я говорю – биполярка без алкоголизма – деньги на ветер.
А вот в фильме Бесконечно белый медведь можно лицезреть уже тяжелую форму маниакально-депрессивного расстройства, когда человек уже не может оставаться полноценным членом общества. Также стоит вспомнить фильм Пролетая над гнездом кукушки, где типичный контингент психлечебниц показан без прикрас.
Увидимся в следующем сюжете здесь или на моем Ютуб-канале!