Найти тему

Были ли на Руси "меховые" деньги?

Спор о существовании "меховых" денег в средневековой Руси в безмонетный период длится уже пару сотен лет. Недавно вышла книга Д.В. Гулецкого, и Н.А. Дорошкевича "Меховые деньги Древней Руси XI-XIII веков", которая, казалось бы, ставит точку в дискуссии. Авторы уверены в существовании "меховых" денег, считая небольшие свинцовые пломбы с различными изображениями пломбами, скреплявшими связки шкурок.

Действительно, в большом количестве письменных источников упоминаются куны, белы, веверицы. Кроме того, есть прямые известия иностранцев, писавших о хождении таких денег в "меховой" форме в средневековой Руси. Главнейшим из этих известий следует считать, очевидно, сообщение Абу Хамида ал-Гарнати, арабского путешественника, жившего в 1080-1170 гг., посетившего в 1140-1150-х гг. Восточную Европу, и добравшегося до Венгрии. В одном из его сочинений, где он описывает в том числе своё посещение Волжской Булгарии и Южной Руси (Киева), содержатся такие сведения о меховых деньгах славян: «Рассчитываются они между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что никогда использовать, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету [славян] серебряный дирхем, связывают [шкурки] в связку и называют ее джукн. И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине. На них покупают любые товары: невольниц, и невольников, и золото, и серебро, и бобров, и другие товары. И если бы эти шкурки были в какой-нибудь другой стране, то не купили бы тысячу их вьюков за хаббу и не пригодились бы они совсем ни на что. Когда они [шкурки] испортятся в их домах, то их, [иногда даже] рваные, несут в мешках, направляясь с ними на известный рынок, на котором есть некие люди, а перед ними работники. И вот они кладут их перед ними, и работники нанизывают их на крепкие нитки, каждые восемнадцать в одну связку, и прикрепляют на конец нитки кусочек черного свинца, и припечатывают его печаткой, на которой имеется изображение царя. И берут за каждую печать одну шкурку из этих шкурок, пока не опечатают их все. И никто не может отказаться от них, на них продают и покупают». Советский археолог А.Л. Монгайт ещё в 1970 г. в своих комментариях к изданию перевода сочинений ал-Гарнати предположил, что упомянутые им свинцовые печати могут быть свинцовыми пломбами так называемого "дрогичинского" типа, весьма большое количество которых найдено в разных древнерусских городах (сейчас их общее количество - более 15000 штук). Однако Монгайт отметил, что если изображения на этих пломбах святых араб и мог принять за облик "царя" (князя), то посчитать таковым изображения знаков Рюртковичей, славянских и латинских букв, крестов, других знаков он вряд ли мог. Заметим, что изображения лиц, святых на пломбах весьма редки, а изображения княжеских знаков составляют примерно 25% от их общего числа. Датируются пломбы XI-XIV вв. Монгайт предполагает, что пломбы без изображения ликов и знаков князей могли быть товарными, не скреплявшими связки шкурок. Вроде бы всё логично, и вопрос решён. Но есть небольшое "но". Дело в том, что такие пломбы в большом количестве найдены в Южной и Западной Руси (в основном на территории современных Украины и Белоруссии), а вот во Пскове, в Новгороде, в городах Северо-Восточной Руси их немного. И такая ситуация требует объяснения. Как тогда здесь организовывалось хождение, точнее, эмиссия "меховых" денег? Есть и ещё один момент, не очень ясный - как давалась сдача на торге, если человек покупал что-то, не стоившее целого дирхема? От связки отрывалась шкурка? Но тогда у неё не было пломбы, и она теряла свою покупательную способность, пока вновь не оказывалась в связке из 18 шкурок?

Есть ещё одна непонятность в проблеме использования шкурок в качестве денег. Авторы ограничивают период, освещаемый в книге, XIII веком, но чем же расплачивались в следующем столетии? До начала чеканки собственной монеты? О денежном обращении Новгорода есть сообщение Гильбера де Ланнуа, посетившего Новгород и Псков в 1413 г. Он писал, что монетой в Новгороде служат головки белок и куниц. Интересно, что, согласно Новгородской Первой летописи, ещё в 1410 г. "начаша новгородци торговати промежи себе лопьци и гроши литовьскыми и артуги немечкыми, а куны отложиша". Лопьцы - это любские пфенниги. Т.е. когда в Новгороде был де Ланнуа, рассчитывались новгородцы меж собой серебряной монетой, а не шкурками. Возможно, те, с кем он общался в Новгороде, рассказывали ему о практике более ранних времён? Позднее, в 1420 г., Новгород начал чеканить свою серебряную монету.

Предложенное авторами книги о "меховых" деньгах решение проблемы кажется в целом логичным и правильным, но какие-то вопросы всё-таки остаются, и потому оно, решение, кажется не вполне законченным. Надо полагать, что "меховые" деньги в средневековой Руси имели место быть, однако, на мой взгляд, подробности и особенности их обращения до конца пока не выяснены.