Одним из сильно недооцененных широкой публикой факторов сохранения целостности Украины является пролегающий по ее территории газопровод из России в страны ЕС. Потому что как только этот газопровод перестанет быть необходимым Европе (и соответственно, России), то Украина по сути сама себя обнулит как транзитное пространство для сколько-нибудь больших объемов международной торговли.
Имея первоначальное преимущество в виде более выгодного географического положения и доставшейся от СССР лучшей инфраструктуры на западной границе, последнее десятилетие Киев последовательно проигрывает Минску негласное соревнование по объему транзитных грузов и скорости их доставки.
Китайские грузы едут в Европу через Беларусь всего с двумя таможенными досмотрами. В случае же маршрута, пересекающего российско-украинскую границу, сейчас 100%-но гарантированы большие потери времени при третьем таможенном досмотре, где украинские грузы будут системно «кошмарить». Так что нет ничего удивительного в том, что мировые грузоперевозчики предпочитают обходить Украину стороной через Беларусь, которая уже сейчас перехватила около 60% былого украинского транзита.
Собственные же попытки Киева выстроить в 2016 году альтернативный транзит на Китай через два моря, Грузию, Азербайджан, Казахстан оказались заведомо нерентабельными из-за четырех перегрузок и полной непредсказуемости сроков доставки. Благие намерения против жестких требований логистики бессильны.
Исходящая от Пекина масштабная инвестиционная программа "Один пояс, один путь" территорию Украины обойдет стороной. И это выносит не подлежащий обжалованию приговор украинской транспортной системе, потому что других значимых зарубежных инвесторов для реанимации национальной инфраструктуры у Киева появиться не может.
Участие Украины в проекте "Один пояс, один путь" сулило инвестиции в размере 7 млрд. долларов, но начавшаяся конфронтация с Россией все эти мечты и розовые планы обломала. За свою политизированно-воинственную позицию Киев каждый день платит немалую цену в виде упущенных доходов от кооперации. И конца-края этим недальновидным с хозяйственной точки зрения упущениям "свидомых" что-то совсем не видать.
По линии железнодорожного транзита Украина уже обнулила себя – ее состарившийся локомотивный парк не может удовлетворить полностью даже внутренние грузовые потребности местного бизнеса. Какой, к примеру, смысл в рекордном урожае зерновых, если не решена проблема дефицита тяги и зерновозных вагонов?
Поскольку украинская система железных дорог слабо интегрирована с портами, то украинские порты Одесса, Ильичевск и Южный теряют конкурентоспособность, уступая грузооборот румынскому порту Констанца.
Последний бастион транзитности Украины в условиях продолжения конфронтации с Россией – газопроводный. Если рухнет и он, то Украина для европейского-азиатского бизнеса станет просто никому не интересной «токсичной зоной с разваливающейся инфраструктурой».
Со всеми из этого обстоятельства вытекающими политическими последствиями. По собственным экономическим соображениям никто из внешних игроков уже играть на стороне целостной Украины не будет. Внешних неполитических скреп не будет, а будет ли достаточно скреп внутренних – это ну очень большой вопрос...
Однако вернемся к газопроводу, потому газовый кризис гарантированно обострит на Украине дезинтеграционные процессы через рост социально-политической напряженности – это один из «черных лебедей», которые могут примерно одновременно слететься для развала страны.
Дело даже не в размере доходов страны от газопровода (они не так уж значимы для формирования госбюджета – всего какие-то примерно 2%, так сказать в пределах статистической погрешности). Вопрос в том, когда именно объемы прокачки сделают газопровод все более системно убыточным для Украины с последующим эффектом «падающего домино» у промышленных и бытовых потребителей газа внутри страны. Но об этом в следующей статье цикла…
Мое видение конкретного (с указанием срока) ответа на вопрос "Когда ждать распада Украины" - в 13 и 14 частях данного цикла статей.
P.S. Я все же обозначу свое личное отношение к обсуждаемой теме распада Украины. Это вовсе не злорадство по поводу нарастания по ту сторону границы системных проблем. Когда горит хата соседа, для сколько-нибудь умного радости в летящем через межу пепле быть не может. Распад Украины, может быть, и снимет для России остроту каких-то политически конъюнктурных проблем. Но зато однозначно аукнется большим объемом новых проблем, связанных с новой конфигурацией. Моя задача в этом цикле статей – не упражнения в пропагандонстве, а спокойный анализ объективно существующих трендов и прогностика их исхода.
Если кто-то хочет уличить меня в передергивании фактов или некорректно расставленных приоритетах оценки, - пишите свои комментарии. Мне очень интересны «непропагандистские» контраргументы с украинской стороны. А аргументы уровня: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» - они и накануне распада СССР вовсю звучали. Винить во все своих бедах "агрессивную Россию" - оно, конечно, для официальной Украины намного проще, чем обратить управленческое внимание на кучу "бревен в собственном глазу".