Сегодня поговорим о неотъемлемой части авто—системе охлаждения.
Система охлаждения безусловно это одна из самых важных составляющих в работе двигателя.
Как же устроена система охлаждения и в чем суть ее работы?
Система охлаждения несёт в себе ряд таких составляющих как:
- Термостат
- Радиатор
- Вентилятор
- Датчик температуры
- Радиатор отопителя (печки)
- Помпа
Патрубки,в которых циркулирует охлаждающая жидкость (антифриз/тосол).
По всей системе циркулирует охлаждающая жидкость, которая забирает тепло из двигателя и охлаждается в радиаторе.
Радиатор обдувается воздухом, получаемым при движении автомобиля, то есть чем быстрее едешь, тем сильнее обувается радиатор и соответственно лучше охлаждает жидкость, но тут палка о двух концах, так как при более быстром движении нам нужно больше оборотов и соответственно температура двигателя выше, чем при спокойной езде. Радиатор оснащен вентиляторами, которые включаются после отметки ~92-97°С. За это отвечает датчики температуры.
Охлаждающую жидкость по всей системе перегоняет помпа. Помпа крутится так же от ременного привода ГРМ, как и распредвал. Помпа представляет собой несложный механизм:
Корпус, вращающийся вал, шкив и крыльчатку
В целом с ней нет ничего сложного, ремень вращает крыльчатку, которая гоняет жидкость по системе, вот в принципе и все ее предназначение.
Перейдем к следующему элементу, который называется "термостат"
Для чего же нужен термостат? Термостат имеет в себе 2 клапана, основной клапан и клапан малого круга. В системе охлаждения есть 2 круга, Малый и большой. Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости - антифриза в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается, и открывает за собой большой круг, что бы обеспечить охлаждение двигателя. Классический термостат представляет собой подвижный клапан, который приходит в движение из-за изменения внешней среды — нагрева или охлаждения антифриза. Для этого в нём есть термоэлемент, заполненный веществом, напоминающим по структуре воск — церезином, с добавлением медного порошка, графита или алюминия для лучшей теплопроводности. При определённой температуре антифриза церезин расширяется, открывая клапан термостата. При остывании мотора церезин сжимается, и термостат вновь закрывается.
Момент начала движения клапана термостата и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои: обычно это 70–95 °С и 90–100 °С соответственно. Температура начала срабатывания указана на корпусе термостата.
Часть тепла уходит по патрубкам к радиатору отопителя(печки). Радиатор печки забирает часть тепла, нагревается и с его помощью в салон поступает горячий воздух. В радиаторе тоже присутствует клапан, в самой крышке, который при повышении давления открывается и выбрасывает лишний антифриз, чтоб обеспечить безопасность и не допустить повышения давления в системе.
При небольшом повышении давления, это соответственно происходит, так как любая жидкость при нагревании увеличивается в объеме, служит расширительный бачок, куда и поступает определённое количество жидкости. В целом так и работает система охлаждения двигателя)
Скоро увидимся)