9.1. Напишите сочинение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Николая Максимовича Шанского: «Синонимы, называя одно и то же, всегда чем-то различаются».
Н. М. Шанский пишет, что «синонимы, называя одно и то же, всегда чем-то различаются». Действительно, синонимы имеют близкие значения, но каждое слово в синонимическом ряду имеет свои оттенки в семантике, поэтому они не всегда взаимозаменяемы. Приведем примеры использования синонимов в тексте.
Сравним употребление слов «шпильки» и «дерзости». Надя часто разговаривает с Никой насмешливо, и ему, конечно, обидно. Например, девочка намекает, что он еще мал, но прямо этого не говорит, просто упоминает алгебру, которую мальчик ещё не изучал. «Нике в этих словах почудились какие-то шпильки», то есть колкости, обидные намеки. После дальнейшей перебранки он разозлился на Надю до такой степени, что пригрозил: «если она не перестанет говорить дерзости, он её утопит». Дерзости - это уже открыто высказанные грубые слова.
Проанализируем ещё использование синонимов «ссориться» и «ругаться». После обмена несколькими репликами герои «начали ссориться». Говоря о состоянии ребят после драк, автор пишет, что совсем недавно они в подобной ситуации «шумели, ругались бы или хохотали». В слове «ссориться» преобладает значение «выяснять отношения», а в слове «ругаться» - значение «грубо выражаться».
Писатель использует тот или иной синоним в зависимости от контекста и описываемой ситуации.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 38 текста: «А теперь они молчали и еле дышали, подавленные бессмыслицей случившегося».
Предложение 38 изображает поворотный момент в отношениях героев. Драка, произошедшая между Никой и Надей, кажется им нелепой и бессмысленной. Они не знают, как себя вести, поэтому долго не могут подобрать слов, чтобы выразить свои мысли. Докажем, что этот эпизод заставил героев по-новому взглянуть друг на друга.
Совсем недавно Ника и Надя по-другому вели бы себя после подобной драки: «шумели, ругались бы или хохотали». Теперь оба чувствуют, что в их отношениях что-то изменилось.
Ребята и разговаривают теперь иначе: после долгого молчания «тихо, как взрослая, Надя проронила: «Сумасшедший!» - и он также по-взрослому сказал: «Прости меня!» Дети выросли, а конфликтная ситуация помогла им обнаружить друг в друге эту перемену.
Герои молча обдумывают произошедшую между ними ссору и смотрят на свои отношения по-новому, с позиции не ребенка, а подростка.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мир меняется вокруг повзрослевшего ребенка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Взросление - это неизбежный процесс трансформации ребенка во взрослого. Каждый проходит этот путь в своё время, и определяется это не возрастом, а степенью нравственной зрелости, сознательности. Если ребенок ощущает мир вращающимся вокруг него самого, его желаний и интересов, то взрослый меняет угол зрения и понимает всю сложность связей людей и явлений, не ставит себя во главу угла. Приведем примеры взросления из художественной литературы.
Герой приведенного отрывка ещё недавно чувствовал себя центром мироздания, ведь он «по своему желанию повелевал природой». Теперь же он ценит общество Нади и стремится заслужить её расположение и прощение.
Образец не по годам раннего взросления - Настя и Митраша из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца». Оставшись без родителей, дети самостоятельно ведут хозяйство, справляются со всеми бытовыми проблемами. Настя по-матерински тепло относится к брату, умеет мягко его успокоить, когда он сердится.
Вырастая, человек начинает иначе смотреть на жизнь, отношения с людьми, то есть меняется не мир вокруг ребенка, а меняется его отношение к этому миру.