Я репетитор.Работаю почти семнадцать лет и, казалось бы, многое из того, что вижу в современных детях ежедневно, уже должно перестать удивлять.Но и здесь не обходится без "НО";).
Этот случай произошел лет двенадцать назад и врезался в память настолько, что хочется вспоминать и рассказывать о произошедшем снова и снова.Так бывает, когда от одного сердца к другому протягиваются солнечные ниточки. Ниточки, но такие крепкие, что через время они не перестают согревать и освещать одноликость и монотонность будней.Ниточки,которые хочется смотать в клубочек, сберегать и протягивать тем, кому их по какой-то причине пока не досталось.
Обычный урок в обычный день. Английский язык для мальчика из шестого класса. И я немного отвлекусь:что-то получается, что-то никак не поддается мозгу обычного ребенка, которого самая обычная мама отдала самому обычному репетитору на самые обычные занятия для выполнения самых обычных домашних работ. В такие моменты я обычно не жду чудес и сама себе напоминаю попугая ару, который мельтешит перед глазами детей разноцветным пятном и твердит с упертостью менеджера центра по обработке звонков о том, как же интересно и полезно может быть знание английского языка, демонстрируя то яркие картинки с видами Лондона, то комиксы с обезьянкой по кличке Чаклс из учебника, то бесконечные таблицы с грамматикой . Чаще всего дети слушают с интересом, улыбаются шуткам и старательно воспроизводят новую лексику, которая через несколько уроков исчезает, не успев как следует перевариться. Но подорожник к домашним упражнениям,заданным в школе, все же приложен, что делает обычный день обычного репетитора не таким уж и бесполезным. И вот на мало чем растворимую обыденность откуда-то падает золотистая,теплая, чистая ниточка ....
Шестьдесят минут для шестиклассника Миши пролетали быстро.Он вообще быстрый.Быстро говорит, быстро думает, быстро выполняет все, что нужно и все, что могло бы подождать. Не суетливый.Быстрый. Собранный.Один у мамы. Папы не помнит, потому что его с ними нет ровно столько, сколько Мише лет.Мама устает так, что по словам мальчика, придя с работы, садится на пол у двери в коридорчике ипотечной" однешки " и пару минут просто дышит домом. Миша знает, что нужно взять пакеты с продуктами из ее рук , отнести на кухню , а потом подать маме плечики для пиджака или пальто и тапочки. Как-то я проводила занятие у него дома. Ребенок болел. Дотянувшись до кнопки звонка их квартиры, вспомнила, что забыла бахилы(атрибут работы с выходом домой к клиенту).Рассердилась сама на себя, завозилась на коврике ,решила снять сапоги ЗА дверью, которая открылась ДО того, как я смогла придать себе приличный вид прилично входящего в чужое жилье человека. Миша вырос на пороге квартиры с двумя полиэтиленовыми пакетами в руках. Как? ! Учебники без слов взяты из рук и унесены в комнату, а я уже держу плечики и вижу перед собой свою сменную обувь(еще один атрибут репетиторской судьбы вне собственного дома). В голове отложилось: мужичок!Пять баллов!Маме и Мише!Даже если с английским все как-то не очень).
Через некоторое время мальчик перестал приходить на занятия.Мама не могла объяснить причину отказа сына от уроков. Я сражалась с памятью и пыталась найти эпизоды, которые могли бы убить у ребенка желание работать со мной. Надо сказать, что самоедство-мое все.Я скорпион по зодиаку и для того, чтобы начать пожирать себя ,мне повод не нужен. Горевала. Строила догадки. Выносила себе вердикты.Миша же время от времени присылал в ВК забавные картинки со зверятами и совсем не собирался возобновлять походы на уроки. Я подумала, что вопрос в материальном, предложила урок без оплаты хотя бы раз в неделю, но мне был прислан дурашливый смайл. Тут обрушился май с интенсивами по подготовкам к ЕГЭ и ОГЭ. Миша жил где-то в уголке подсознания, но пришло смирение с тем, что не удалось выпустить человечка так, как привыкла - со вкусом первого успеха. И вот среди июля мне позвонила мама Михаила и попросила почитать с ним какие-нибудь текстики, сославшись на добрую волю отпрыска. Репетитор-явление круглосуточное и всесезонное.Конечно, мы снова стали работать.
В один из обычных дней после обычного урока( как я и начинала писать выше):) )Миша как-то замешкался, складывая принадлежности в рюкзачок, чем немного заинтриговал. Лишняя минута , потраченная на перекладывание ручки и тетрадки со стола в рюкзак и обратно, требовала немедленной реакции. Спрашиваю, остались ли вопросы по теме урока и есть ли какие-либо пожелания к следующему часу , на что получаю выстрел - несколько слов:" У меня есть подруга!"... Да, я ожидала чего-то более обычного.К примеру, просьбу об отмене домашнего задания. Но что сказано, то уже и удивило. Через пару секунд после первой фразы посыпались новые, из которых стало понятно, что некая Анюта совсем плоха в английском, а на репетитора денег у ее мамы-одиночки нет. Поэтому Миша очень просит позаниматься с девочкой, но не бесплатно. Задаю вопрос:" А кто же будет платить за уроки Анюты?" Ответ озадачил:"Я!" Он сказал это так буднично, просто, спокойно, как будто для него это было совершенно обыкновенным делом. В голове пронеслось :" Мужичок...Все тот же мужичок с плечиками для пальто..." Но я же взрослая, серьезная.ЯЖЕУЧИТЕЛЬ, хотя и репетитор). Предлагаю обсудить условия грядущего сотрудничества, уже решив для себя, что, конечно, никаких денег с девочки я ни за что не возьму . Спрашиваю у спонсора проекта по спасению Анютиного английского контакт мамы его подруги или хотя бы разрешения переговорить на эту тему с его мамой, объясняю, что все вопросы общения с посторонними людьми могут решать только родители детей. Миша предлагает не говорить ничего маме Ани, но робко соглашается на мой диалог с его мамой. Вечерком набираю Мишину родительницу и докладываю новости с фронта учебной и не очень деятельности. В трубке висит минутное, наверное, молчание, после которого мама спрашивает, с чем приходил Миша на урок. Перечисляю все-все.До кусочка ластика , проткнутого двумя английскими булавками)). Не то...Все не то. Должно быть что-то еще? Обхожу сорок три квадратных метра своей "дворцовой" площади , заглядываю во все уголки на маршруте "Миша-кухня"(да, самое уютное и любимое детьми место в моей квартире).Ни-че-го...Нигде). Еще бы знать, ЧТО я ищу)). И тут взгляд падает на стул, на котором сидел мальчик. Придвинут к столу, как и положено, но на сиденье виден краешек бумаги. Фотография. На ней ребенок лет пяти.Девочка с бантами .Банты больше девочки. Рыжий гном под бантами. Улыбается беззубым ртом )... Глазищи... Звоню маме Михаила и сообщаю, что артефакт найден. Кажется.Фото Ани у меня в руках. Посмеялись и решили, что Миша вполне может брать с собой Аню на уроки, если по секрету получим разрешение на посещение моих занятий от мамы девочки. За оплату часа Миши.
Обычный день с необычным уроком: доводилось принимать деток с бабушками и дедушками ,желающими проконтролировать тетку-репетиторшу, ребят с хомяками,морскими свинками и ежами(да-да!) в котомках, но никогда не приходили друг и подруга. Что там? Первая детская любовь? Дружба выросших вместе детей? Жалость Миши к испытывающей трудности Ане? ЧТО?! Как совместить несовместимые уровни?) Как их удобно рассадить и не обделить временем и вниманием каждого? Как деликатно отказать, если пойму, что не смогу помочь? Сейчас я понимаю, что ни одна мысль не была ни здравой, ни полезной.
Открываю дверь.В квартиру вливается полтора метра улыбчивой рыжести. Понимаю, что , скорее всего, вот это чудо отпускать от себя после первого урока,даже если чудо-полный ноль в языке, не хочу. Миша прежний. Быстрый, четкий, собранный. Урок, кстати, прошел весьма прилично. Дети засобирались домой .И вот тут Михаил попросил Аню выйти вперед и подождать его у подъезда. Выпорхнула . Из недр рюкзака на стол выползла розовая стеклянная хрюшечка. Копилка). "Вот!Это за Аню.Вы возьмите ее всю.И разбейте , пожалуйста, сами". Наверное, никогда в жизни я не была в таком замешательстве. Я что-то говорила о том, что мы с мамой Миши уладили все финансовые вопросы по поводу Аниных уроков, что мама Ани, по словам мамы Миши, не против занятий, что Миша огромный молодец, что так болеет за свою подругу, что я рада видеть их на своих уроках, что я сейчас просто разревусь, если он немедленно не спрячет поросенка обратно в рюкзак...Он стоял у стола и внимательно слушал.Кивал.Не перебивал.Во мне зрел выдох облегчения , где-то уже витало предчувствие того, что он меня понял. НО! это Миша....Мужичок с плечиками для пальто в руках... " Вы ее разбейте. Я копил деньги, когда не ходил на Ваши уроки.Мама все равно их мне давала.Вдруг бы я захотел. "
"Почему ты сам ее не разбил?"... Я поняла, что в следующую пару минут разрыдаюсь и совсем не буду похожа ни на учителя, ни на даже репетитора)..." Это копилка моего единственного желания.Я не знал, сбудется ли оно." Вот так. Просто, понятно, глубоко и невероятно тепло. Вот они -ниточки света от маленького доброго сердечка. Ниточки, которые я берегу, собрав в теплый клубочек для того, чтобы спустя десяток с небольшим лет передать их в пару теплых ладошек девочки Насти. Рыженькой, беззубой Насти .Анастасии Михайловны.