Найти тему
Павел Великанов

Отец, Который всегда рядом – но не навязчиво; Он готов помочь – но не подменять Собой жизнь сына

Послание апостола Павла. Галатам , 209 зач. , IV, 4-7. Читается в храмах на Рождество Христово.

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Комментарий

Образ, который использует апостол, был будничным для его современников – но для нас не особо понятен.

Представим себе, что в одном поместье живёт семья хозяина – и семья рабов, которые обслуживают потребности своего господина. В обеих семьях рождаются и растут дети – которые, естественно, в силу всеобщей детской солидарности, вместе играют, общаются, гуляют, развиваются в меру своего возраста. Для самих детей – и раба, и господина – нет какой-то существенной разницы между ними – родители вот только разные. Что, впрочем, может никак не сказываться на их детской искренней дружбе. Они уверены, что так будет всегда!

Но вот, наступает семилетний возраст – и пути детей резко расходятся. Раба не будут учить грамматике и риторике, военному делу и изящным искусствам. Всё это достанется только сыну – а сын раба так и останется в своём рабском статусе скорее всего до самой смерти. В хороших семьях к нему будут относиться по-доброму, не будут жестоко эксплуатировать, унижать – у него может появиться и своя семья, свои дети – но в любом случае он остаётся рабом, а не свободным. Сын же станет наследником – и продолжателем дела своей семьи. Он – свободный деятель, он – актор, действующий субъект, тот, в чьих руках судьба и его самого, и семьи.

Зачем апостолу это сравнение – и как оно связано с Рождеством Христовым? Поместив мысль слушателей в антитезу раб – сын, апостол предлагает не на одном рациональном уровне, но на жизненном опыте пережить то, что ощущает раб, которого отпускают на свободу. И здесь две ключевых мысли: свобода и взрослость, ответственность.

Христианство – религия непрестанного взросления человека. Это процесс вырастания из радужно-восторженного безответственного детства магических, или «рыночных» отношений с Богом в состояние мужа зрелого, грамотного, воспитанного, опытного – понимающего, что и зачем он делает.

Ведь сыну не надо «подкупать» милость своего отца – он и без этого – наследник! Сын не одинок: есть Отец, Который всегда рядом – но не навязчиво; Который готов помочь – но не подменять Собой жизнь сына; Который всегда подскажет – но не будет поддаваться инфантильным манипуляциям сына. Как же повезло нам, христианам, что наш Бог, став человеком – таким же, как и мы – сказал каждому из нас: ты теперь взрослый, ты – Мой сын, а значит, ты – свободен! Свободен от веры в слепой рок. Свободен сам определять смысл и содержание своей жизни. Свободен принимать самостоятельные решения. Свободен собственными руками сплетать дивный узор полотна своей жизни!

Давайте же, дорогие друзья, постараемся почаще вспоминать о том бесценном даре быть свободными Сынами Божиими, который нам принёс Своим Рождением Христос Спаситель!