Найти тему
АвиаОбоз

Расследование авиакатастроф: к чему они приводят?

После каждой авиакатастрофы в тиши кабинетов ведется большая работа. Ее цель состоит не в том, чтобы определить виновных в происшедшем, а в том, чтобы выяснить, что пошло не так и как этого избежать в будущем. Что происходит во время расследования авиакатастрофы?

Что происходит во врем расследования авиакатастрофы? Фото: Getty Images
Что происходит во врем расследования авиакатастрофы? Фото: Getty Images

Кто расследует авиакатастрофу?

Авиакатастрофа - это трагедия во многих отношениях. Погибли люди, остались скорбящие семьи. Запятнана репутация авиакомпании. Поставлены под сомнение протоколы безопасности целых стран. И даже производители самолетов могут быть признаны виновны. Авиакатастрофы происходят не часто, и поэтому каждая должна быть тщательно расследована, чтобы предотвратить что-либо подобное в будущем.

Расследования всех авиационных происшествий проводятся в соответствии с правилами, установленными ИКАО - Международной организацией гражданской авиации. В частности, это описано в Приложении 13 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, известной также как Чикагская конвенция.

К расследованию привлекаются государственные органы страны, где произошла катастрофа. Также есть возможность обратиться за помощью других стран, если власти страны-происшествия признают, что у них нет необходимых инструментов и знаний для проведения расследования.

Кроме того, в расследовании будет задействована страна, где был изготовлен самолет, а также страна его регистрации. Вот почему при происшествиях с самолетами Boeing мы наблюдаем пристальное внимание FAA - Федерального управления гражданской авиации США.

Канада принимала активное участие в расследовании крушения самолета Международных авиалиний Украины. Фото: Getty Images
Канада принимала активное участие в расследовании крушения самолета Международных авиалиний Украины. Фото: Getty Images

Другие страны могут принят участие в расследовании, исходя из собственных интересов. Например, в катастрофе рейса PS752 Международных авиалиний Украины погибло много канадцев, поэтому Канада принимала активное участие во всех этапах расследования.

Что происходит при расследовании?

Первоначально ответственный за ведение следствия должен убедиться, что все участники расследования могут иметь безопасный доступ к обломкам. Это обозначает отсутствие опасных грузов, токсичных материалов, режущих предметов или частей самолета, находящихся под давлением.

Затем следователи посещают место катастрофы, чтобы провести видео- и фотосъемку. Они должны собрать как можно больше вещественных доказательств, а также собрать показания очевидцев. Используя разбросанные части самолета в качестве подсказок, они восстанавливают угол падения и путь, по которому самолет двигался до и после удара о землю.

Найденные остатки самолета собирают в одном месте и судно восстанавливают. Это помогает следователям лучше понять происшедшее и увидеть, какие части все еще отсутствуют.

Иногда самолеты собирают в ангарах. Фото: Getty Images
Иногда самолеты собирают в ангарах. Фото: Getty Images

Важнейшим делом на этих ранних этапах исследования является извлечение "черных ящиков" самолета. Два таких устройства установлены на всех пассажирских самолетах. Первый записывает разговоры в кабине пилотов, в том числе с авиадиспетчерами, а второй хранит информацию о полете, такую как данные управления полетом и показания приборов.

Поиски двух черных ящиков всегда является приоритетом. Фото: Getty Images
Поиски двух черных ящиков всегда является приоритетом. Фото: Getty Images

Техническое расследование

Пока исследователи места катастрофы заняты сбором информации на месте, другие участники расследования привлекаются для изучения технических вопросов аварии. Специалисты этой группы, если потребуется, будут разбирать части самолета, например, двигатели или другие части, а могут использовать авиасимуляторы для воссоздания деталей полета, предшествующих аварии.

Они также изучат такие факты, как опыт и подготовка экипажа, прохождение воздушным судном технических обслуживаний, погодные условия. Они должны опросить всех выживших, а также участников спасательной операции. В то же время медицинские эксперты проанализируют останки погибших на наличие наркотиков, алкоголя или других влияющих факторов.

В случаях очень громких катастроф возможны публичные слушания для доведения результатов расследования до общественности. Это помогает обеспечить полную прозрачность и понимание гражданами страны того, что происходит.

Расследование громких аварий может включать публичные слушания. Фото: Getty Images
Расследование громких аварий может включать публичные слушания. Фото: Getty Images

В течение тридцати дней с момента крушения расследователи должны выпустить предварительный отчет. Подготовка окончательного отчета иногда занимает год и больше, в зависимости от того, насколько много и как сложны были обстоятельства, связанные с происшествием.

В этом итоговом отчете должно быть подробно описано, что произошло, что не произошло, как это способствовало аварии и что повлияло на это. В особо сложных случаях, когда на подготовку отчета уходит больше года, следователи должны в годовщину крушения выпустить обновленную информацию, подробно описав все, что было достигнуто на сегодняшний день.

Расследования должны повысить безопасность в будущем, а не распределять вину. Фото: Getty Images
Расследования должны повысить безопасность в будущем, а не распределять вину. Фото: Getty Images

До опубликования окончательного отчета исследователи могут дать рекомендации заинтересованным организациям по повышению безопасности. Например, когда произошла катастрофа Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air, сразу было обнаружено, что требуется улучшение программного обеспечения. Boeing начал работать над этим вопросом, когда произошла еще одна катастрофа авиакомпании Ethiopian Airlines.

Окончательный результат покажет общественности, что произошло, даст все рекомендации по безопасности, полученные в результате расследования, и поставит точку в расследовании. Эти отчеты не направлены на поиск виновных, а на повышение безопасности авиации в целом.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале