Найти тему

РЕВОЛЮЦИЯ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Уже больше ста лет прошло с момента Революции.

И если В.И. Ленин организовал и совершил со своими соратниками Революцию в политическом, социальном и экономическом устройстве, создав эталон модели, в той или иной степени распространившейся потом на полсвета, то его жена, Н.К. Крупская, совершила не менее важную революцию в системе образования, о чём, по-моему, незаслуженно забывают.

В Российской Империи к началу Первой Мировой Войны не существовало системы народного образования, как таковой. Существовавшие образовательные учреждения для детей можно классифицировать в четыре более-менее однородные структуры: три лицея, дававшие образование высочайшего уровня, но доступные только для дворян, сеть гимназий для детей дворян и интеллигенции, дававших образование высокого уровня, сеть муниципальных школ для простого населения (кому повезёт), дававших сносное образование, и сеть церковно-приходских школ для жителей деревень, учивших только читать, писать и считать. Ни о каких госстандартах в сфере образования речи даже не шло. Равно как и о том, чтобы как-то были состыкованы системы школьного и университетского образования. Если выпускники лицеев не нуждались в дальнейшем образовании в принципе, их образование автоматически приравнивалось к высшему, то выпускники гимназий для поступления в университеты должны были уже серьёзно дополнительно готовиться, а выпускникам обычных муниципальных и церковно-приходских школ нужно было быть просто гениями, чтобы поступить (конечно, такие случаи были).

С приходом к власти большевики уделяли всеобщему образованию самое пристальное внимание. Практически сразу после Революции, уже 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению. Образование стало всеобщим. Его основные принципы были сформулированы большевиками ещё в 1903 году.

В основу образовательных стандартов молодой республики легла гимназическая система образования дореволюционной России (которая по своим требованиям была самой жёсткой в мире). Затем к этим стандартам была подогнана система высшего образования Советской России, что гарантировало техническую возможность поступления в вузы для всех, окончивших общеобразовательную школу.

И всем этим занималась Надежда Константиновна Крупская! Которая затем до самой своей смерти отлаживала всю систему народного образования в Советском Союзе. Именно благодаря ей из народа вышли большое количество учёных мирового уровня, военные, политики. Без неё не было бы, скорее всего, даже Гагарина!

Впоследствии наша система образования легла в основу систем образования всех стран соцлагеря, включая Китай и Кубу. А вы думаете, благодаря чему Китай смог стать тем, чем сейчас стал?! Разве возможна была небезызвестная Huawei без заблаговременной подготовки большого количества технических специалистов, китайская космическая программа, китайская военная мощь, которую побаивается даже Америка?!

Таким образом, вклад Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской в мировую историю неоценим! Первый показал миру иную, некапиталистическую модель развития общества, по которой мы и сейчас так и идём, кто бы что не говорил. Вторая подарила миру систему народного образования, бывшую ранее элитной, благодаря которой стало возможно индустриальной развитие мира в его современном виде! Они навсегда изменили ход мировой истории!