Найти тему
Нить Зримая

Un grand voyage vers la nuit / Long Day's Journey into Night 3D / Долгий день уходит в ночь 3D (2018) ★★★★★★☆☆☆☆

Фильм-пазл, фильм-эстетика китайско-французского производства

Перед тем, как смотреть фильм, лучше прочитать аннотацию:

Ло Иву возвращается в родной город на похороны отца. 12 лет назад у него здесь был роман с девушкой друга, и с тех пор она поселилась в его воспоминаниях, желаниях и даже кошмарах. Теперь для Иву в поисках той женщины прошлое смешивается с настоящим, а реальность - с вымыслом.

Это крайне медленное, перетасованное и эмоционально отчужденное кино в обшарпанностях Китая. Интерпретировать его тяжело, а вот операторская работа хорошая, как и монтаж (речь о 35-минутной сцене, снятой одним кадром). Режиссер заимствует и повторяет Тарковского, Вонг Кар-Вая, Хичкока, Германа.

Главный герой путешествует по своим снам, воспоминаниям, прошлому, нам предлагается разгадать этот ребус. Визуально фильм похож на нуар, но таковым не является.

Фильм попал в мой список из-за 3D, смотреть его - занятие серьезное, так что я бы не смотрел его просто так без готовности думать и разбираться. Если вы тоже не разберетесь, приведу вам хороший разбор пользователя anton2life@gmail.com с Кинопоиска:

Чтобы понять творчество Би Ганя, надо понять истоки его художественного вдохновения. В Китайском прокате фильм вышел под названием «Последние сумерки на Земле» что является отсылкой к одноимённому рассказу чилийского писателя Роберто Боланьо. В то время как на Западе в качестве названия была использована аллюзия на драму Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь». Хронотоп состоит из двух частей. Первая часть – Воспоминания, в которой главный герой повествования Ло Хунву в связи со смертью отца возвращается в свой родной город Кайли, где его настигают воспоминания об утраченной любви - девушке по имени Ван Цюйвэнь. Он решает, во что бы то ни стало найти возлюбленную, чувство к которой и спустя много лет остаётся неизменно сильным. История поиска фрагментируется воспоминаниями из прошлого, в которых заново переживаются роковые моменты их романа. Вторая часть хронотопа называется 'мак', что отсылает к мечтам и грёзам. Долгие поиски уходят в ночные фантазии, навеянные гипнотическим воздействием мака. Би Гань использовал название сборника стихов поэта Пауля Целана «Память и мак». Приведу отрывок из стихотворения «Корона», входящего в этот сборник: «Женщина вдруг предо мной – в любимой моей: мы глядим друг на друга, мы что-то бормочем себе, мы любим друг друга как память и мак, мы спим, как томится вино в своих тесных сосудах, как море, стыдясь, багровеет в истечении лунного света.» Также на художественное пространство фильма огромное влияние оказало творчество французского писателя Патрика Модиано, лауреата Нобелевской премии по литературе за 2014 год. Персонажи в его романах увлечены изучением прошлого, воспоминаниями, поисками начал и корней. Для Модиано не так важна правдоподобность, как создание ощущения ирреальности, эфемерности, неоднозначности и таинственности происходящих событий. Первообразом визуальной выразительности фильма послужило искусство русского художника еврейского происхождения Марка Шагала. Его картина «Прогулка» является символическим прототипом для «Долгого дня уходящего в ночь». На этой картине мы видим, как на ярко зелёной земле стоит счастливый мужчина. Он держит за руку свою возлюбленную в фиолетовом платье, которая парит в воздушном пространстве. В их связи происходит единение земли и неба, прозы жизни и поэзии любви, реального мира и области сновидений. Любовь осуществляет связь двух миров. Другая картина «Над городом» представляет взору зрителя полёт возлюбленных. Этот образ от первого лица будет реализован во второй части фильма. Тема полёта продолжается в удивительной картине Шагала «Ночь», где цветовая гамма завораживающе красива и насыщенна. Яркая цветовая палитра фильма: зелёный, синий, фиолетовый, красный, жёлтый, чёрный, в целом навеяна творчеством Марка Шагала. Таким образом, становится понятно, какую значительную роль в творчестве Би Ганя играют мотивы и аллюзии на выдающиеся произведения западной литературы и искусства ХХ столетия. Китайский режиссёр создаёт многомерные и максимально (в том числе визуально) выразительные образы, которые волнуют душу и надолго остаются в памяти. Воспоминания При просмотре в первую очередь следует обратить внимание на глубокий визуальный ряд и его символизм. В образности первой части есть три важных смыслообразующих составляющих, которые доносят замысел режиссёра до зрителя: - Неумолимое действие времени подчёркивается следующими образами в кадре: ржавчины на заборе, обшарпанные белые стены (белый цвет сам по себе в Китае означает старость и увядание), остановившиеся старые часы, ветхий отель, руины. На всех этих объектах камера нарочито долго задерживает свой фокус, давая возможность осознать разрушительный характер течения времени - Ненадёжность воспоминаний передана следующим образом: показано мутное зеркало в самом начале, затем мы видим отражение в разбитом зеркале, перспектива в отражении лужи, изображение через стекло, заливаемое струями дождя, расплывающееся отражение в пруду. Всё это подчёркивает эфемерность и обманчивость человеческой памяти. - Насыщенная кислотная палитра отсылает нас к творчеству Марка Шагала, работами которого вдохновлялся Би Гань. Также важны отдельные цвета, например фиолетовый может ассоциироваться с любовью и романтикой и создаёт соответствующее настроение. «Разница между фильмом и воспоминанием в том, что фильмы это ложь. Они составлены из серии сцен, а воспоминания смешивают правду и ложь» Сцены в кинотеатре окончательно стирают грань между ирреальностью и действительностью. Мы смотрим на них, в то время как они смотрят на нас и единственной границей остаётся экран. Два зеркальных пространства, разделённые неуловимой гранью. Мы смотрим кино и видим художественный вымысел? Или Ло Хунву смотрит на экран через 3D очки и видит на другой стороне наш мир, который является для него фильмом? Символизм воспоминаний Роковая женщина. Ван Цюйвэнь является таковой во многом по неблагоприятному стечению обстоятельств. Её образ драматичен и незабываем. То как она в кадре балансирует на краю стены, изображает весь неустойчивый характер её жизни. Выбор в качестве самого ценного предмета книги о любви, раскрывает романтичность её натуры. Сцена любви в затопленной комнате наполнена чувственностью и сокровенностью. Она неизменно облачена в зелёное платье. Значение зелёного цвета в китайской культуре амбивалентно. С одной стороны это цвет чистоты, процветания, гармонии. С другой стороны он имеет негативные коннотации: непостоянство и разрушение. В определённых контекстах он также может означать измену, неверность. В росписи плафона парижской Оперы Гарнье художник Марк Шагал в зелёном секторе использовал образы Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды. То есть символика зелёного цвета отсылает нас к трагической любви. На протяжении всего фильма периодически упоминаются яблоки и фрукт помело. Яблоко может символизировать вечную молодость, любовь, мир и согласие. Помело используется как символ процветания и благополучия. «Жизнь наполненная воспоминаниями переходит в грёзы» Вторая часть представляет собою непрерывный 60 минутный кадр развёртывающий пространство сновидения. Он был снят с седьмой попытки, для чего потребовалось два месяца. Тоннель во мраке, проводник в мире фантазий, спуск в тёмное царство, полёт, состязание, факел как символ пылкой страстной любви, а возможно как символ зова к пробуждению и бдительности, анамнезис – таково символическое и мифопоэтическое пространство, погружающее в бескрайнюю глубину образов и возможных смыслов. О символизме жемчужины Кайли В Китае красный цвет символизирует красоту, удачу, возрождение, птицу Феникс, счастливую судьбу. Праздничный красный цвет характерен свадебной атрибутике. У Шагала в красном секторе плафона парижской Оперы Гарнье изображены Дафнис и Хлоя, литературные образы символизирующие воссоединение, счастливую развязку. Ещё там изображена Жар-птица, то есть вариация Феникса, указывающая на новое начало. Он дарит ей всё, что у него есть – часы, как символ вечности любви. А она дарит ему фейерверк, как образ мимолётности мгновений вместе. В конце мы видим три зеркала и горящий фейерверк, удваиваемый отражением в зеркале, как символы воспоминаний и грёз. Кратко резюмируя, следует сказать, что это предельно красивый, созерцательный, символичный и чувственный фильм. Би Гань сотворил совершенный эстетический образ.