Найти тему

Что делает философию и наследие Канта столь важными?

Есть много способов ответить на этот вопрос. Одна из причин состоит в том, что многие великие философы после Канта разработали великие идеи и проблемы, которые они нашли именно у Канта. «Что делает Канта важным?» — это философский вопрос, а не только фактологический и исторический.

Важность Канта состоит в том, чтобы трансформировать саму философию, превратив то, что раньше было онтологическими вопросами, в эпистемологические. То, что раньше было вопросами о мире, превратилось в вопросы об уме. То, что раньше считалось чертами объективной реальности (пространство, время, причинность), теперь рассматривается как ментальные элементы, структурирующие возможные переживания. Метафизика — попытка дать отчёт о высшей природе реальности такой, какая она есть сама по себе, независимо от того, какой она нам кажется — стала необходимым условием понятности.

Кант сравнил свои достижения с коперниковской революцией. Коперник смог объяснить движение небесных тел, заменив предположение, что Земля находится в состоянии покоя, предположением, что она движется вокруг Солнца. Аналогичным образом Кант смог объяснить наши знания об объективном мире, заменив предположение, что опыт формируется реальностью, предположением, что реальность формируется опытом. В обоих случаях произошла революция во взглядах.

Кант заострил и углубил ряд вопросов, касающихся того, как мы можем узнать, что мы что-то знаем. И что именно мы знаем. Поступая так, он исключил возможность получения знаний о некоторых вещах, которые всегда волновали людей. Например, о существовании и природе Бога и души.

Кант сказал, что знания ограничены возможными объектами опыта, а опыт, в свою очередь, формируется нашими когнитивными способностями и возможностями. Оказывается, нет смысла говорить, что мы можем иметь знания о реальности, которая существует независимо от нашего разума.

Мир состоит из вещей в пространстве и времени, которые изменяются упорядоченным, причинно-следственным образом. Но занимание места и изменения, происходящие во времени, также являются условиями постижимости и опыта, и они относятся к нам самим. Вещи и события, с которыми мы сталкиваемся, «где-то там» делают то, что делают. Но в то же время их невозможно понять иначе, как объекты нашего опыта, зависящие от нашего разума.

Кант рассуждал, что для получения осмысленного опыта существуют определенные концепции, такие как вышеупомянутые пространство, время и причинность, без которых мы никак не можем обойтись. Без них мы просто не смогли бы воспринимать предметы. Но откуда берутся сами эти концепции? Не от наблюдения за вещами в мире или выводов о них, поскольку способность наблюдать вещи требует, чтобы у нас уже были концепции в нашем распоряжении.

Например, концепция причинности указывает на то, что какие-то два события связаны. Но, как указал ещё Дэвид Юм, мы не наблюдаем в мире ничего подобного «необходимости». Мы только видим, что события одного типа регулярно коррелируют с событиями другого типа. Однако события могут коррелировать и без причинной связи между ними: день неизменно следует за ночью, хотя ночь не обусловлена ​​днём. Чтобы понять, что одно событие вызвано другим — например, что неподвижный бильярдный шар движется от удара кием — мы должны обладать концепцией необходимости связи. А поскольку мы не могли усвоить это понятие посредством опыта, его источник должен быть в нас самих.

Это относится ко всем характеристикам объективной реальности, которые мы можем познать. Рассмотрим что нужно для восприятия розы, например, в вазе на столе в гостиной. Мы видим её на определённом расстоянии от нас и от других предметов на столе и в комнате. Мы воспринимаем её форму, цвет, запах и, если мы поднимаем её, то текстуру и вес. Мы можем наблюдать и идентифицировать её части и их функции. При дальнейшем изучении мы сможем понять также её химические и атомные составляющие.

Часть того, что участвует в восприятии перечисленных характеристик, зависит от чувств, а часть — от ума. Что, если мы спросим, ​​какую идею мы можем сформировать из розы? Независимо от того, какой она нам кажется? Ответ будет таков, что мы просто не можем этого сделать. Может быть, существует какой-то независимо существующий объект, который заставляет нас воспринимать розу так, как мы её воспринимаем. Но заявить, на что была бы похожа роза, не обращаясь к какому-то опыту, который мы могли бы получить, просто невозможно. Черты, определяющие розу, зависят от самого разума, как и всё остальное, что мы вообще можем знать.

Кант также разъяснил, что означает и что не означает утверждение, что объекты знания «зависят от разума». Кант показал, что мы можем получить знание о вещах только такими, какими они нам кажутся. Сказать, что что-то является «явлением» для Канта, не значит сказать, что оно нереально. Кант не идеалист в этом смысле. Он не считает, что то, что мы принимаем за физические объекты, на самом деле является нефизическими идеями. Внешность так же реальна, как и мы сами.

Традиционно метафизики спорят о том, является ли окончательная природа реальности физической или ментальной. Попытки свести одно к другому были явно безуспешными, и спор казался неразрешимым. Кант решил проблему, поместив и физическое, и ментальное в опыт. Вместо определения окончательной природы реальности задача философии состоит в том, чтобы проанализировать, понять и определить пределы перцептивных и когнитивных способностей, которые структурируют восприятие объектов, физических или ментальных.

«Коперниковская» революция Канта в философии оказала влияние практически на всех великих философов вплоть до наших дней. Благодаря Канту центральной темой и проблемой философии стала понятность. Мыслители, столь отличающиеся друг от друга, такие как Гегель, Витгенштейн или Дэвидсон, и даже критики философской традиции, такие как Ницше и Хайдеггер, немыслимы без Канта. Все они верят, что понимание того, как мы осмысливаем мир, является ключом к пониманию самого мира и нашего места в нём.

Основная работа Канта — «Критика чистого разума».

По материалам публикации (англ.).