334 подписчика

Классика хорроров: оригинал vs ремейк. Часть 6,5, "Фредди против Джейсона"

216 прочитали
Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе. Как и у любого культурного явления, у ужастиков есть своя классика. Безусловно, многие киноманы назовут ей "Кабинет доктора Калигари", "Носферату" и "Невесту Франкенштейна" и окажутся абсолютно правы, однако сегодня я хотел бы поговорить о более современном поколении хорроров. Если точнее, о голливудских ужастиках 70-х, 80-х и 90-х и их ремейках. Приступим!

Для того, чтобы понять, что же здесь происходит, рекомендую вам прочесть хотя бы первую статью данного цикла (а ещё лучше — их все), в которой оговорены все необходимые моменты.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.

"Фредди против Джейсона"

Несмотря на то, что этот фильм не имеет ремейка, не рассказать о нём было бы преступлением. Трудно определить, кому первому пришла идея стравить двух, пожалуй, самых известных маньяков из классических хорроров и посмотреть, кто победит. Предпосылки к созданию подобного фильма появились после провала картины "Пятница, 13-е — Часть 8: Джейсон штурмует Манхэттен", когда компания "New Line Cinema" приобрела права на франшизу о маньяке в хоккейной маске. Под её крылом в 1993-м году вышел ещё один фильм серии, "Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница", в финале которого, как мы знаем из статьи про "Пятницу 13-е", появлялся сам Фредди Крюгер! Ничего удивительного в этом нет, ведь "Кошмар на улице Вязов" был детищем этой самой "New Line Cinema". В своё время именно успех фильма Уэса Крэйвена буквально спас студию от банкротства. Однако такой претенциозный анонс в финале картины 93-го не повлёк за собой каких-то активных действий со стороны правообладателей. В 2000-м году вышел "Джейсон Х", завершивший франшизу "Пятница 13-е", а долгожданный кроссовер всё никак не мог добраться до экранов. Но вскоре терпение фанатов было вознаграждено...

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-2

Фильм, ставший официальной 8-й частью "Кошмара на улице Вязов" и 11-й частью "Пятницы 13-е", вышел на экраны в 2003-м году и стал кассовым хитом. При бюджете в 30 млн$ картина собрала почти 115 млн$, что в те годы для хоррора было очень и очень хорошим результатом. Неплохо приняли фильм и зрители. Режиссёрское кресло занял китаец Ронни Ю (Роб Зомби отказался от предложения), на тот момент уже отметившийся ужастиком "Невеста Чаки" (поговорим о нём в следующей статье). Его видение вполне себе соответствовало духу последних фильмов франшиз "Пятница 13-е" и "Кошмара на улице Вязов". Первая, напомним, скатилась в треш постановочный, а вторая в треш сюжетный. Оба эти обстоятельства вобрал в себя и "Фредди против Джейсона", став больше чёрной комедией, чем полноценным хоррором. Однако глупо требовать серьёзности от фильма, главной целью которого было столкнуть лбами Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиза! Что ж, поговорим обо всём подробнее.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-3

Сюжет: жители Спрингвуда уничтожили все упоминания о Фредди, чтобы спасти от него своих детей. Крюгер в бешенстве: он забыт, из-за чего убийства во снах стали невозможными. Маньяк перерыл весь Ад и нашёл того, кто может ему помочь. Джейсон Вурхиз вновь возрождается, отправляется в Спрингвуд и начинает убивать подростков. План Крюгера состоит в том, что жители припишут эти убийства ему и, наконец, вспомнят героя ночных кошмаров. Всё идёт наилучшим образом, однако Джейсон оказывается не так покорен, как этого хочет Фредди. Также в игру вступает группа подростков, намеревающаяся избавиться от обоих маньяков.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-4

Причина успеха: несмотря на средние рейтинги фильма на различных сайтах, а также противоречивые отзывы критиков, зрители, по большей части, хорошо приняли "Фредди против Джейсона". Причины этого очевидны: в картине встретились два героя невероятно популярных и успешных хоррор-франшиз. Возможно, даже самых успешных. Причём не просто встретились, а объявили друг другу настоящую войну. Название фильма в заблуждение не вводило. Создатели не стали скупиться и ближе к финалу продемонстрировали нам полноценную и очень зрелищную драку Фредди и Джейсона. Без цензуры, без каких-либо ограничений, с литрами крови и солидной порцией чёрного юмора. История, подводившая к этому конфликту, была довольно интересной и нетривиальной, пусть и местами дурацкой. Как ни крути, хорроры (особенно "Пятница" и "Кошмар") никогда не славились продуманными и логичными сюжетами, поэтому завышенных ожиданий зрители, вероятно, не испытывали. Конечно, многим может не понравиться тот факт, что непосредственно разборки маньяков занимают меньше экранного времени, чем действия героев, которые, к слову, получились здесь весьма средними, однако я не считаю это проблемой. Фильм не особо длинный и довольно динамичный в повествовании, поэтому заскучать зрителю точно не удастся. По крайней мере, 3-й акт скомпенсирует ожидание сполна.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-5

Кстати, о героях. Персонажей здесь довольно много, однако повествование, главным образом, крутится вокруг девушки Лори Кэмпбелл (хммм, 2 отсылки разом?) и её парня Уилла. Практически все остальные герои (кроме тех, что дожили до финала) являются типичным слэшерским "мясом", поэтому требовать от их образов чего-то в рамках ужастика слегка глупо. Но, к сожалению, и персонаж Лори тоже является весьма посредственным. Безусловно, концептуально она стала "наследницей" Нэнси из оригинального "Кошмара", однако что по игре актрисы, что по уровню проработки характера с ней и рядом не стоит. Но за Лори хоть чисто эстетически приятно наблюдать... Таким образом, фильм сам по себе является данью уважения классическим слэшерам, наполненной приличным количеством отсылок к ним. Он не выдумывает ничего принципиально нового в вопросе персонажей и структуры повествования, однако кое-что дарит взамен. И это, само собой, факт противостояния двух маньяков. Давайте же взглянем на их образы, а заодно и по лору пройдёмся.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-6

Образ Фредди: как уже было отмечено, фильм 2003-го года стал официальной 8-й частью "Кошмара на улице Вязов". Но данное утверждение вызывает массу вопросов. Судя по всему, авторы решили выбросить из сюжетной линии "Новый кошмар Уэса Крэйвена", игнорировавший все сиквелы оригинала. Таким образом, "Фредди против Джейсона" стал продолжением истории, завершившейся в "Кошмаре на улице Вязов 6: Фредди мертв" 1991-го года. Тем не менее, в начале кроссовера, когда голос Крюгера рассказывает нам завязку сюжета, на фоне демонстрируются кадры из предыдущих фильмов о нём. Насколько мне удалось заметить, это эпизоды из первых трёх частей "Кошмара". Значит ли это, что "Фредди против Джейсона" игнорирует все ленты про Крюгера, вышедшие после 3-го фильма — я не знаю. Такой вариант вполне возможен, ведь картина 1987-го года, в принципе, завершила историю маньяка. На это указывает и тот факт, что способности Фредди, которые он демонстрирует в кроссовере, не выходят за рамки образа Крюгера из первых фильмов франшизы. Не появляются в нём и упоминания каких-либо героев серии, кроме Нэнси и Джесси. Оставлю этот вопрос в качестве пищи для размышлений зрителю. Воспринимать "Фредди против Джейсона" как одну киновселенную с первыми тремя фильмами или со всей оригинальной франшизой, кроме 7-й части — дело ваше. Перейдём же к образу Крюгера.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-7

Роль Фредди исполнил бессменный Роберт Инглунд. Думаю, не нужно говорить о том, что это было удачное решение. Раз перед нами продолжение классической франшизы, значит, Крюгера должен играть Инглунд. Без его фирменных ужимок, а также мощной харизмы, этот образ уже перестанет вписываться в рамки оригинальной серии. Внешне Крюгер изменился незначительно. Слегка был доработан его грим, Фредди стал чуть страшнее и реалистичнее внешне. Поведенчески он остался всё таким же безумным маньяком, любящим чёрный юмор и запугивание своих жертв. Тут уж спасибо артистизму Инглунда, а также традиционно хорошим для серии спецэффектам. Из способностей Крюгера продемонстрирована его классическая уязвимость к попаданию в реальный мир, а также умение захватывать тело человека, пришедшее прямиком из 2-й части "Кошмара". Данный элемент ещё в оригинальной франшизе показался мне весьма спорным и пагубно влияющим на саму концепцию маньяка, однако ничего тут не поделаешь. Было раньше — значит, канон. Также в кроссовере Нэнси каким-то образом попадает в сон усыплённого Джейсона, что тоже не совсем соответствует оригиналу. Однако, пожалуй, на этом спорные моменты кроссовера заканчиваются. Все остальные законы "Кошмара на улице Вязов" в той или иной мере были соблюдены. Фредди всё ещё всемогущий во сне и уже не такой самоуверенный в реальности. Разве что, его живучесть в мире людей стала несколько переборной. Мне понравилась сама завязка сюжета, связанная с тем, что Крюгер не может явиться в сон тем, кто его забыл или не знал, понравился конфликт с Джейсоном, начавшим убивать всех подряд. Крюгер в кроссовере показан действительно расчётливым и опасным злодеем. Думаю, самое время перейти к его оппоненту.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-8

Образ Джейсона: выбор актёра на роль маньяка в хоккейной маске стал отдельной главой в истории создания кроссовера. Первоначально вакансия предлагалась Кейну Ходдеру, сыгравшему Джейсона в четырёх последних частях франшизы "Пятница 13-е". Сам актёр также был не против вновь вернуться к образу, однако режиссёра и продюсеров его кандидатура не устраивала. Их видению соответствовал медлительный Джейсон из первых частей "Пятницы", а не чуть более подвижный и крепкий вариант Ходдера. К тому же, 189-сантиметровый актёр пусть был и выше Роберта Инглунда, однако эта разница не так сильно бросалась в глаза. В итоге Джейсона сыграл каскадёр Кен Кирзингер, уже появлявшийся в 8-й части оригинальной "Пятницы" в эпизодической роли повара, а также дублировавший Ходдера в нескольких сценах на съёмках того же фильма. Вурхиз в его исполнении, как и хотели создатели, стал более медлительным и абстрактным. Серьёзно, уж больно нереалистичными и наигранными выглядят его движения. Зато новый Джейсон крайней внушительно смотрелся в кадре. 196-сантиметровый Кирзингер был на 2 головы выше всех, кто появлялся рядом с ним в фильме.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-9

В плане соответствия оригинальной франшизе образ Джейсона вызывает куда меньше вопросов, чем образ Фредди. События кроссовера, очевидно, происходят после (возможно, даже сразу после) событий фильма "Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница", в финале которого, как мы помним, маску Вурхиза под землю утягивала рука Крюгера. Также этот факт не исключает из истории ленту "Джейсон Х", рассказывающую о далёком будущем (концовка кроссовера вполне вписывается и сюда). Об этом говорят и способности Вурхиза. В кроссовере Джейсон находится, если можно так выразиться, на пике своей формы: он практически неуязвим и невероятно силён. Его слегка обновлённый образ отлично констрастирует с болтливым и ловким Фредди. Мы в очередной раз видим неудержимого Джейсона, которым движет лишь желание убивать и для которого личные мотивы Крюгера не имеют никакого значения. Но, увы, авторам удалось не всё. Меня немного смутило возрождение Джейсона. Да, выглядит это прикольно, но объяснение несколько не клеится с оригинальной франшизой. Далее. Несмотря на то, что визуальная составляющая кроссовера держится на высоте, с гримом Джейсона создатели конкретно напортачили. В большинстве сцен, когда маньяк в маске, его голова выглядит будто бы обтянутой резиной, что сильно бросается в глаза. На фоне этого даже как-то теряется отлично подобная одежда: мне куда больше нравится Джейсон в изодранной куртке, чем убийца в фермерской рубашке. Также нарочитая медлительность Вурхиза в некоторых сценах перетекает уже в реальную тормознутость. И это при том, что в финальной драке Джейсон довольно-таки подвижен. Немного нестабильно получилось.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-10

Вердикт: что же можно сказать про "Фредди против Джейсона" по прошествии времени? Чёрт возьми, это всё ещё классный кроссовер! Связать две настолько запутанные и априори нелогичные хоррор-франшизы без косяков было просто невыполнимой задачей, но создатели справились с ней достойно. Конечно, они могли откатить образы персонажей до уровня первых фильмов с их участием, но тогда зрелище получилось бы гораздо более вялым и скучным. Понимая это, я готов принять местами странный и нелогичный сюжет кроссовера. Конечно, персонажи-люди "Фредди против Джейсона" получились далеко не идеальными, однако наблюдать за ними вполне себе приятно. Этому способствует и отличный российский дубляж, "подтягивающий" очевидно слабую игру некоторых актёров. Да, обновлённый образ Джейсона получился не идеальным, однако что авторам оставалось делать? В отличие от Фредди, Вурхиз заметно менялся от фильма к фильму, поэтому создатели вынуждены были остановиться на чём-то одном. Зато чисто эстетически мы получили, наверное, самого фактурного и внушительного Джейсона. Каноничная маска, огромный рост и медленные движения. Что ещё нужно?

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-11

Для 2003-го года фильм отлично снят и поставлен. Объясняется это тем, что в большинстве сцен создатели явно использовали практические эффекты. Компьютерная графика, увы, отчётливо видна везде, где она есть, однако не будем забывать, что картине скоро стукнет 18 лет. Конечно, местами авторы откровенно переборщили с кровавостью и гротескностью происходящего, но это не выглядит мерзко. Сцены экшена здесь не несут цели напугать зрителя. "Фредди против Джейсона" — чисто развлекательное кино, ориентированное на фанатов хорроров. Не стоит ждать от фильма какой-то атмосферы и напряжённых сцен. Он призван веселить — и он веселит. Трешовая, но зрелищная и эпичная драка Фредди с Джейсоном вряд ли хоть кого-то оставит равнодушным. За это многие и любят данный кроссовер. Он не претендует на что-то больше, а просто рассказывает вменяемую историю про культовых персонажей классических фильмов ужасов, сталкивая их лицом к лицу в финале. Эпично, забавно, драйвово и по-доброму глупо. В этом и есть вся суть оригинальных "Кошмаров" и "Пятниц", а "Фредди против Джейсона" доводит градус веселья до максимально возможного уровня, надолго оставаясь в памяти каждого зрителя.

Фильмы ужасов — одна из важнейших вех поп-культуры. Такой, казалось бы, примитивный и ограниченный жанр вот уже почти 100 лет остаётся одним из самых успешных в кинематографе.-12
Такие вот дела. Про этот фильм можно сказать многое, но стоит ли? Лучше просто его посмотреть. Чтобы понять сюжет, не обязательно знакомиться со всей франшизой "Пятница 13-е" и "Кошмар на улице Вязов". Создатели кроссовера сделали всё, чтобы фильм могли воспринимать не только фанаты культовых маньяков, но и просто любители мясных и трешовых слэшеров. Движемся дальше? Обязательно, но в следующий раз. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Надеюсь, весь этот материал кому-то интересен...